«Все виды искусств помогают нам лучше
понимать
жизнь»
Д.Б.Кабалевский
Дети от природы любознательны,
творчески активны, талантливы.
Задачи педагогов и родителей дать ребёнку «возможность пройти путь творца», не
погубить на корню желание творить, создавать. Очень важно в начале творческого
пути и т.д. соприкосновение с настоящим искусством, побудить интерес к
творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, в рисунке.
Когда мы говорим о раннем
развитии, то говорим о предметах эмоционального цикла (музыка, изобразительное
искусство, литература). Оказывается, развивая эмоциональную сферу, легче
проходит обучение. Развитые эмоции помогают детям с желанием узнавать,
познавать. Им интересно!
После пятнадцати лет работы
учителем изобразительного искусства по программе Б.Неменского понимаешь,
насколько эта программа неисчерпаема. Она помогает развиваться и ученику, и
учителю. Автор определяет задачи этой программы:
1)
«отношенческое» приобщение учащихся к искусству, как духовной
культуре;
2)
развитие художественно-образного мастерства;
3)
формирование внутреннего мира.
Художник и педагог Б.М.Неменский
предлагает гармоничное «вживление души ребёнка в эмоционально-ценностный опыт
искусства», основанное на признании сосуществования в школьной педагогике двух
«параллельных» форм познания мира - рационально-логической и
эмоционально-образной: которые могут гармонично взаимодополнять друг друга.
В программе большое значение
придаётся личности учителя, а так же его мастерству в драматургическом
построении урока, даёт возможность развивать творческий потенциал.
Связи
искусства с жизнью человека, роль искусства в развитии каждого ребёнка - главный
смысловой стержень программы.
Самым удачным методическим
приёмом и инновационным методом для достижения целей и задач программы является
интегрированный урок, который объединяет все средства эстетического цикла:
изобразительное искусство, музыку, литературу и театр, так как это позволяет:
1)способствовать более
глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;
2)формировать грамотную
устную речь, развивать, обогащать её;
3)развивать эстетический
вкус, умение понимать, ценить произведения искусства;
4)воздействовать на
психические процессы, которые являются основой формирования художественно-
творческих способностей ребёнка.
Пример интегрированного
урока - это урок во втором классе «Выражение характера человека в изображении.
Женский образ». Поскольку легче и понятнее на эту тему говорить на примерах
сказочных персонажей, то лучше начинать урок с беседы о разных характерах
сказочных героинь и, одновременно знакомиться с картинами разных художников.
Фоном звучит музыка, тоже помогая лучше понять и увидеть образ, характер. Звучит
музыка Шуберта «Аве Мария», а перед глазами «Сикстинская Мадонна» Рафаэля,
«Царевна-Лебедь» Врубеля, русские красавицы Егунова.
Какие перед нами образы? Добрые?
Злые? Обаятельные или неприятные?
Дети отвечают: «Добрые, красивые,
ласковые, заботливые». Ребята активно включаются в беседу, потому что сказочные
героини с очень яркими и контрастными характерами, понятны всем. Выясняем, как
же художнику удаётся в своих работах раскрыть и передать характер человека, с
помощью каких средств. Во всех работах присутствует больше тёплых красок,
светлых тонов, мягкие и плавные линии. Одни героини спокойны и величавы, другие
взволнованные. Их душевное состояние подчёркивает фон.
Дети сами отвечают на все вопросы,
а учителю остаётся подвести итог.
Дайте ребёнку сказочные
образы, и он поймёт самые сложные темы, поймёт интуитивно и через собственную
практическую деятельность. Такой путь чаще всего уже не доступен взрослому.
Возможно ни на каком другом уроке внутренний мир ребёнка не выступает таким
открытым, как на умело построенных уроках искусства. Оказывается, что синтез
видов искусства позволяет «достучатся» до самого главного - чувств ребёнка, и на
этом этапе очень важно, ЧТО на него воздействует.
Знакомясь с картинами
великих мастеров на уроках, обсуждая и, высказывая своё отношение, выражая свои
чувства и переживания, мы затрагиваем те струнки души, те чувства, которые в
обычной жизни редко используем. Так мы воспитываем отзывчивость на добро и зло,
прекрасное и безобразное. Пусть это сначала мир картин и сказок, а затем
действительность и жизнь.
|