Краснознаменск

Московская область

Гимназия №1


Официальный сайт

 
Главная
Новости
Жизнь гимназии
Учителя
Ученики
Научная работа
Гимназический вестник
Галерея
Публичный доклад
Нормативные документы
Главная > Публикации учителей

Бухарина Елена Валентиновна.

Калининградский государственный университет.

Учитель математики высшей категории МОУ Гимназия №1 г. Краснознаменска.

e-mail: lenbuh15@mail.ru

 

 

ПРОГРАММА

КРУЖКА  «МАТЕМАТИКА И ЭКОНОМИКА»

5 – 6  КЛАСС (68 ЧАСОВ)

 

Пояснительная записка.

 

    В программе предложена логичная последовательность изучения экономических вопросов на кружке в 5 классе. Здесь учащиеся знакомятся с основными экономическими понятиями, принципами, законами, с которыми они  сталкиваются в своем непосредственном окружении. Программа ориентирована на изучение  школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих представлений о процессах, связанных с экономикой. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами  математики, истории, географии, литературы. 

   Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни

   Курс кружка 6 класса направлен на то, чтобы развить интерес школьников к математике. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.

    Курс кружка рассчитан на 68 часов.

 

 

Цели курса:

·        сформировать у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов;

·        способствовать развитию экономической культуры мышления;

·        раскрыть широты применения в жизни математического аппарата;

·        показать широту применения процентных расчетов в реальной жизни.

 

 

·        Задачи курса:

·        привить учащимся основы экономической грамотности;

·        овладеть умениями получать и осмысливать экономическую информацию;

·        формировать опыт применения полученных знаний по математике для решения экономических задач;

·        сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;

·        решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов.

 Курс предполагает

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

- решение практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

- умение обосновывать суждения, давать определение; 

- владение основными видами пересказа, следование этическим нормам и правилам ведения диалога.   

      Курс призван познакомить учащихся с тем, зачем нужны и как работают банки, что такое деньги и кредитные карточки, как люди зарабатывают себе на жизнь и как добиться карьеры, ведущей к росту доходов. Кроме того, рассматриваются задачи, которые связаны с применением процентных вычислений в повседневной жизни. Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме.

   В силу большой практической значимости данный курс вызывает интерес, является средством обучения и средством развития интеллектуальных качеств личности учащихся.

Содержание   курса 5 класса

 « Экономика и математика»  (34 часа)

 

Введение в экономику (1ч)

 Что означает термин «экономика». Экономическая наука, ее предмет.

Потребности и ограниченность возможностей для их удовлетворения (5ч)

Потребности. Факторы, влияющие на формирование потребностей. Почему люди не могут иметь все, что хотят, и им приходится делать выбор. Ограниченность возможностей для удовлетворения потребностей. Товары и услуги. Потребление. Решение математических задач с учетом жизненных ситуаций.

Специализация. Обмен. (2ч)

 Обмен  как основной способ получения товаров и услуг. Специализация и необходимость обмена. Взаимозависимость людей разных профессий. Построение графов.

Деньги  (4ч)

История возникновения денег.   Бартер как простейшая форма обмена. Роль денег. Почему золото удобнее в качестве денег. Бумажные деньги.  Продажа и покупка товаров и услуг. Понятие термина «инфляция». Математические задачи, связанные с использованием  денег при покупке товаров и услуг. Во время инфляции выгодно давать в долг или брать в долг.

Имущество движимое и недвижимое (2ч)

Собственность. Что может быть собственностью. Собственность как источник дохода. Доход семьи как источник увеличения ее богатства. Аренда. Движимое и недвижимое имущество. Практическая работа « Расчет коммунальных услуг своей семьи»

Заработная плата (3ч)

От чего зависит размер заработной платы. Справедливо ли платить всем одинаковую зарплату. Прожиточный минимум. Кому общество должно помогать. Математический расчет сдельной и повременной заработной платы. Производительность труда и повышение  зарплаты. Решение задач на пропорциональную зависимость.

Доходы и расходы семьи (4ч)

Источники доходов семей. Основные направления расходов. Бюджет семьи. Бюджет сбалансированный, избыточный, дефицитный.  Математическая деловая игра « Как человеку жить по средствам своим...»

Банк (3ч)

Банки. Основные функции банков. Банковские услуги. Вклады. Почему деньги лучше хранить в банке, чем в шкатулке. Можно ли взять деньги напрокат. Кредит. Математические расчеты.

Процентные вычисления в жизненных ситуациях  (5ч)

Математическое приложение для вычисления  прибыли по вкладам  (простые проценты), цен при распродажах, при изменении тарифов, уплаты штрафов.

Предпринимательская деятельность (4ч)

Предпринимательство как особый вид профессиональной деятельности. Факторы успешности. Поиск предпринимательской идеи. Практическая часть: представление бизнес-проектов.

Итоговое занятие (1ч)

 

Содержание курса 6 класса

« Экономика в математических задачах» (34часа)

 

Математические модели (2ч)

Определение математического моделирования. Использование математических моделей в экономике. Примеры экономических моделей.

Процент. Устные приемы решения задач на проценты (2ч)

Процент от числа, процентное отношение. Экономические понятия: долг, остаток от первоначальной суммы, прибыль.

Процентные вычисления при купле-продаже (3ч)

Продажа товара на определенных условиях, изменение цены на товар, цена товара и  снижение цены товара. Экономическая выгода.

Процентные вычисления в жизненных ситуациях (4ч)

Использование понятий: скидка,  распродажа, бюджет, тарифы, пеня, штрафы. Задачи из реальной жизни.

Банк. Проценты в банковских расчетах (3ч)

Простые и сложные проценты. Решение задач, связанных с банковскими расчетами, вычисление процентных ставок в банках, процентный прирост, определение начальных вкладов.

Индивидуальный экономический проект « Мой счет в банке» (2ч)

Открыть счет  и, используя выбранную схему хранения денег в банке, рассчитать свои доходы.

Производство и производительность труда (2ч)

Производство, затраты и прибыль. Производительность труда как показатель эффективности производства. Проведение расчетов для различных случаев.

Спрос и предложения (2ч)

Изображение кривых спроса и предложения на графике. Точка равновесия.

Уравнения и рыночные отношения (1ч)

Рыночное равновесие. Встреча с местным предпринимателем.

Элементы финансовой математики (3ч)

Формирование дохода (среднее арифметическое, сложные проценты).  Деньги (процент от числа). Совокупный заработок, ежемесячная заработная плата, премия (часть от числа, процент от числа). Вклады населения, прибыль, увеличение собственного капитала (сложные проценты).

Бюджет семьи (1ч)

Семейные доходы и расходы. Индивидуальные диаграммы.

Деловая игра «Как человеку жить по средствам своим…» (2ч)

При помощи игровых ситуаций закрепить основы домашней экономики, разобраться с потребностями предполагаемой семьи (с низким, средним и высоким уровнем дохода), определить виды расходов и доходов. Разработать стратегии сокращения расходной части бюджета семьи и увеличения его доходной части, используя математические модели и расчеты.

Решение экономических задач (3ч)

Продовольственная корзина, коммунальные услуги, здоровье, образование, банковские услуги, предпринимательская деятельность, туризм и отдых.

Защита проектов юных банкиров и экономистов (3ч)

Индивидуальное решение экономических задач, составленных самими учащимися.

Итоговое занятие (1ч)

 

Перечень литературы

1.     Башари Г.П. Начала финансовой математики.- М.:Инфра-М, 1998

2.     Дорофеев Г.В., Седова Е.А. Процентные вычислении: учеб.-метод. Пособие-М.: Дрофа,2003

3.     Ермакова И.В., Протасевич Т. А. Начала экономики: учебное пособие для 5-6 классов-М.:МЦЭБО,2010

4.     Корлюгова Ю.Н. Путеводитель по стране Экономика: рабочая тетрадь для 5-8 классов-М.: ВИТА-ПРЕСС,2011

5.     Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика –М.: Вита-Пресс, 2000

6.     Липсиц И.В. Экономика без тайн. -М.: ВИТА-ПРЕСС,1994

7.     Симонов А.С. Экономика на уроках математики-М.: Школа-Пресс,1999

8.     Шевкин А.В. Текстовые задачи-М.: Просвещение,1997