Краснознаменск

Московская область

Гимназия №1


Официальный сайт

 
Главная
Новости
Жизнь гимназии
Учителя
Ученики
Научная работа
Гимназический вестник
Галерея
Публичный доклад
Нормативные документы
Главная > Публикации учителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ЗАУЧИВАНИЮ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (IIIII КЛАССЫ)

 

 

 

 

 УЧИТЕЛЬ   РОМАШКО

  ТАМАРА МИХАЙЛОВНА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если спросить у людей, что такое память, один ответит, что память – это умение быстро запоминать множество продиктованных чисел, второй – это способность человека длительное время помнить лица людей, с которыми встречался лишь раз в жизни, третий – это воспроизведение в нужный момент услышанных ранее музыкальных произведений. И все ни будут правы. Память – это наша способность запоминать то, что видим, слышим, делаем, способность сохранять все и в нужное время узнавать или воспроизводить то, что раньше запомнилось. Запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение – это те главные процессы памяти, которые и обеспечивают ее работу.

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства и движения. Они закрепляются в памяти потому, что в определенное время могут нам пригодиться.

Значит, память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения и навыки, без чего немыслимы ни плодотворная деятельность, ни успешное учение.

Накоплено достаточно фактов, свидетельствующих о важном значении памяти в успешности школьного обучения. Явно прослеживается прямая связь между развитием памяти у школьников и уровнем их обучаемости. По данным ряда авторов, высокая умственность одарённость включает в себя достаточно хорошую память. И наоборот, показательно, что сами учителя, которые работают в экспериментальных классах со специально отобранными детьми, плохо обучаемыми в массовой школе, прежде всего, указывают на плохую память у этих детей. Следовательно, экспериментальные данные подтверждают важную роль памяти в успешности обучения в школе.

Но связывать успехи и неуспехи в учении лишь с хорошей или плохой памятью нельзя. Память может лишь помочь, если она хорошая, и затруднить процесс учения, если человек не умеет управлять своей памятью.

Чтобы помочь ученикам подчинить память учебной деятельности, их потребностям и интересам, учителю начальных классов необходимо знать особенности развития памяти у своих подопечных.

Память у младших школьников – одна из основных психических функций, в зависимости от которых и строятся все остальные функции, вот почему этому процессу следует уделить особое внимание. Мышление ребенка 7 – 9 лет в многом определяется его памятью. Опыт ребенка и непосредственное влияние его опыта, документируемое в памяти, прямо определяет всю структуру… мышления ученика начальных классов.

Итак, память в этом возрасте является господствующей функцией.

 

 

 

 

 

 

Известно, что у человека может преобладать двигательный, эмоциональный, наглядно-образный или словесно-логический тип памяти. Основанием для такого давления служит успешность запоминания, сохранения и воспроизведения различного материала (движений, пережитых чувств, конкретных событий, лиц, понятий). Необходимо подчеркнуть, что люди с ярко выраженным, чистым типом памяти встречаются крайне редко. Все типы памяти обычно взаимосвязаны, плавно переходят один в другой, успешно сосуществуют, и здесь можно говорить лишь  преобладание одного из них.

К 8 – 9-летнему возрасту уже можно говорить о наличии у ребенка достаточно сформированной двигательной, эмоциональной и наглядно-образной памяти. Задачей начальной школы в этот период является формирование и развитие у учащихся словесно-логической памяти. И хотя основное направление развития младших школьников под влиянием обучения – это возрастание роли и удельного веса словесно-логического, смыслового запоминания, в работе с детьми этого возраста необходимо учитывать имеющиеся возрастные особенности памяти, т.е. перевес в сторону более эффективного запоминания конкретных фактов, событий, которые вызывают у детей эмоциональный отклик, наглядное изображение.

Но есть и еще одна особенность памяти у учащихся II III классов. Если память в дошкольном возрасте опирается на эмоциональные сопереживания, на наглядные образы, то в школьные годы с освоением различных мыслительных операций она начинает претерпевать существенные изменения. Уже для младшего школьника характерно овладение некоторыми средствами организации и управления запоминанием, что говорит о наличии качественных изменений по сравнению с импульсивным запечатлением дошкольника. То есть здесь речь идет о произвольном запоминании.

Как известно, запоминание зависит от особенностей деятельности. Всякая же деятельность характеризуется, прежде всего, направленностью. Наиболее характерный для учебной деятельности человека вид направленности – направленность на то, чтобы запомнить материал, который должен быть усвоен, т.е. направленность на запоминание. Такая направленность называется мнемической. Особенно ярко эта направленность выражена при произвольном запоминании. При непроизвольном запоминании мнемическая задача не ставится, а деятельность, ведущая к запоминанию, направлена на достижение каких-либо целей. Наличие мнемической направленности имеет важнейшее значение прежде всего для продуктивности запоминания… При прочих равных условиях произвольные

 

 

 

 

 

 

запоминание значительно эффективнее непроизвольного. Намерение запомнить надо считать одним из важнейших условий успешности запоминания. Мнемическую направленность характеризуют: полнота запоминания, точность, последовательность того, что воздействует на нас, прочность запоминания, своевременность воспроизведения.

Все эти стороны мнемической направленности необходимы при заучивании наизусть различных текстов. Стихотворения являются интересным и наиболее подходящим для детского возраста материалом для заучивания наизусть. И перед учеником необходимо ставить конкретную задачу на запоминание: стихотворение нужно выучивать дословно, точно, причем учить его надо не с целью ответа на следующем уроке, а для того, чтобы пользоваться им и в дальнейшем при необходимости.

В самом процессе заучивания на первое мест выступает механическая память, т.е. когда надо повторить текст несколько раз, чтобы его запомнить. Однако она требует много усилий, если не призвать на помощь смысловую память. Это значит – перед заучиванием нужно разобраться, о чем говорится в стихотворении, в какой словесной форме выражена мысль, выделить и объяснить незнакомые слова и выражения, для более глубокого проникновения в сущность произведения полезно попросить стихотворение своими словами (можно составить план стихотворения, использовать наглядность). Главное – перед заучиванием стихотворения наизусть, надо добиться выразительного чтения этого стихотворения. Большая ошибка в школьной практике: заучивание стихотворения наизусть, не добившись выразительного чтения, приведет только к механическому заучиванию! В первом случае воспринятые образы легко вызывают в памяти слова, во втором случае ведущими являются слова, не связанные с определенными образами, они ускользают от внимания ученика.

Необходимо заметить, что в «Книгах для чтения» (II, III классы) заложен четкий методический аппарат для работы над произведениями. В соответствие со спецификой жанра детям предлагаются особые приемы смысловой обработки стихотворных текстов. Там же часто дается задание выучить стихотворение наизусть.

Но важно не только поставить перед учеником задачу что-то сделать, необходимо дать инструкцию, как это сделать. И это как придется в устной форме повторять много раз, прежде чем ребенок уяснит для себя структуру какой-либо деятельности. Многие ученики после многократного повторения не в состоянии запомнить этапы мыслительного процесса, последовательность выполнения учебного задания. Видимо, необходимо составить для детей памятки для работы над стихотворениями, так как видя

 

 

 

 

 

 

оформленные рациональные приемы заучивания стихотворений наизусть, ученики быстрее усвоят, запомнят их.  Ведь у младших школьников наглядно-образная память.

Можно составить различные варианты памяток для заучивания стихотворений наизусть. Эта вариантность зависит, во-первых, от того когда данное стихотворение должно быть воспроизведено (на следующий день, через 2-3 дня), во-вторых, от объема текста.

 

Если выучить стихотворение к завтрашнему дню, то памятка может быть такой:

Памятка 1.

1.     Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.

2.     Тихо прочитай стихотворение вслух. Помни, что читаешь стихотворение для того, чтобы запомнить! Выясни все непонятные слова и обороты.

3.     Громко прочитай стихотворение. При прочтении попытайся уловить ритм, мелодию стихотворения.

4.     Прочитай стихотворение громко и выразительно.

5.     Через 2 минуты повтори стихотворение 2-3 раза по памяти вслух, при необходимости заглядывая в текст. Попытайся представить себе описываемые в стихотворении события.

6.     Через 3 часа повтори стихотворение 2-3 раза, не заглядывая в текст.

7.     Перед сном повтори стихотворение еще раз.

8.     Утром следующего дня сначала прочитай, а потом расскажи стихотворение по памяти.

        

Если стихотворение нужно выучить через 2-3 дня, то при подготовке

уроков памятка для изучения стихотворения наизусть может выглядеть так:

Памятка 2

1-й день: Прочитай стихотворение про себя. Выясни все непонятные слова и обороты. Второй раз прочитай стихотворение про себя.

2-й день: Позаниматься с другом. Пусть он несколько раз прочитает тебе заданное стихотворение. Постараться запомнить стихотворение на слух, обратить внимание на интонацию стихотворения.

3-й день:  Читать стихотворение и проговаривать его шепотом. Потом прочитать его громко и выразительно, рассказать по памяти. Перед сном вспомнить стихотворение, рассказать его вслух.

 

 

 

 

 

 

 

При таком распределении работы над текстом у ребенка задействовано несколько видов памяти: зрительная, слуховая и речедвигательная. А в психологии есть такой закон: чем больше видов памяти участвуют в запоминании, тем прочнее сохраняется материал и лучше воспроизводится.

 

         Многих интересует вопрос: как заучивать наизусть стихотворение – целиком или по частям. Небольшие по объему стихотворения следует заучивать целиком. При запоминании большого текста следует применять комбинированный способ.

        

Памятка 3.

1. Разделить стихотворение, которое надо выучить, по четверостишиям, по смысловым отрывкам (отметить части карандашом).

2. Выучить первый отрывок (четверостишие).

3. Выучить второй отрывок (четверостишие).

4. Повтори первый и второй отрывки вместе.

5. Выучи третий отрывок; и т.д.

6. Расскажи по памяти все стихотворение (все отрывки вместе).

 

Необходимо заметить, что некоторые лучше запоминают материал, которые видят перед собой не печатный текст, а его символическое изображение… В данном случае инструкции-памятки можно сделать в виде пиктограмм. Памятки-пиктограммы желательно предложить детям изготовить самостоятельно.

 

         Постепенно ученики приучатся пользоваться памятками самостоятельно, а затем станут опираться на рациональные приемы запоминания без всяких инструкций. Такого рода приемы шаг за шагом перейдут в прочные навыки, облегчат приобщение к красоте поэтических произведений, поэтическому творчеству.