Анализ работы методического объединения учителей русского языка и
литературы гимназии № 1 за
2012-2013 учебный год
В современной педагогике происходит гуманизация образовательного процесса и
наблюдается переход от
информационной модели обучения к деятельной и личностной. В последние годы образовательное
пространство завоевывает
развивающее обучение, которое соответствует индивидуальности ребенка, его
потенциальным возможностям в приобретении знаний. Российское общество требует формирования в человеке не столько
типичного, сколько ярко индивидуального,
позволяющего ребенку
оставаться самим собой в быстро развивающемся социуме. Современные
школьники прагматичны в мыслях и
действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых
подходов и методов во
взаимодействии с учащимися.
Сегодня, как никогда, возросла потребность в учителе, способном
совершенствовать содержание своей деятельности посредством критического,
творческого осмысления и применения передовых педагогических и информационных
технологий. Поэтому организация
работы МО является одним из
важнейших направлений в программе развития гимназии. В 2012-2013 учебном году метод
объединение работало над проблемой
«Новые подходы к преподаванию русского языка и литературы».
Перед методическим объединением были поставлены следующие
задачи:
1.Организация экспериментальной и инновационной
деятельности учителей по
проблемам образовательного процесса.
2.Развитие творческого потенциала учителей; повышение
уровня профессиональной
подготовки учителей;
3. Изучение и распространение опыта работы
учителей;
4. Внедрение информатизации предметного преподавания в
учебном процессе;
исследовательская
работа;
5.Обеспечение условий для проведения аттестации
учителей,
6. Учет особенностей психического развития учащихся при внедрении педагогических
технологий.
В целях реализации этих задач, учителя объединения в своей работе создавали условия для повышения качества образования, совершенствования содержания
и структуры образования, форм
обучения, технологий и методов обучения, усиления общекультурной,
гуманистической
направленности образования, его универсализации.
При таком подходе к
работе повышается уровень профессиональной компетентности педагогов:
-увеличивается круг взаимодействия участников,
-наблюдаются опосредованные связи, а, следовательно, результаты работы
педагогов становятся более продуктивными.
МО обеспечивает профессиональный рост его
участников на основе обмена опытом собственной деятельности, анализе передового педагогического опыта и
взаимной поддержке с целью решения практических проблем,
наиболее актуальными из которых являются :
-
использование современных педагогических технологий в преподавании русского языка и
литературы,
-
апробация и разработка методики и
технологии
подготовки
учащихся к ЕГЭ,
-
внедрение в учебный процесс формы контроля знаний «тестирование»,
изучение КИМов по подготовке к ЕГЭ;
-
профильная и предпрофильная
подготовка
учащихся;
-
ознакомление с достижениями психолого-педагогической науки с целью
повышения научного уровня
учителя;
- непрерывное самообразование учителя
и повышение уровня его профессионального
мастерства,
включение учителя в творческий поиск, в инновационную, опытно-экспериментальную,
научно-исследовательскую деятельность.
Учителя кафедры
понимают, что полноценный урок ориентирован на развитие интеллектуальных,
творческих возможностей каждого ученика, учет его индивидуальных особенностей, на
всестороннее развитие личности, на активную роль в процессе обучения.
А это
требует тщательного обдумывания каждого этапа урока, бережного отношения к
учебному времени, отбора экономных методов и видов работ, соответствующих индивидуальным
особенностям учащихся.
Основной
стратегической линией учителей кафедры является использование в своей
работе
инновационных технологий, позволяющих формировать у учащихся умения добывать знания,
ориентированные на развитие познавательных способностей каждого ученика. С этим
направлением связаны технологии развивающего обучения, разработки и внедрение
нетрадиционных форм урока, что позволяет повысить уровень усвоения учебного материала
и воспитать положительную мотивацию к учению.
Результатом такого подхода к
преподаванию является высокий уровень знаний, развитие творческого потенциала каждого учащегося, что ежегодно подтверждают
призовые места на городских и
областных олимпиадах по
русскому языку и
литературе.
В 2012-2013
учебном году в городской
олимпиаде по русскому языку стали призерами- 8
чел., по литературе
победителями стали 2человека,5 чел. – призерами.
№
|
Ф.И.ученика
|
Победитель/призер
|
Класс
|
Предмет
|
Ф.И.О.
учителя
|
1
|
Транькова Мария |
призер
|
7
«А»
|
русский
язык
|
Михайлова
Н.И.
|
2
|
Ташевцев
Артем
|
призер
|
8
«Б»
|
русский
язык
|
Шмелева
О.Б.
|
3
|
Салита Влада |
призер |
8
«Б»
|
русский
язык
|
Шмелева
О.Б.
|
4
|
Анцупова
Людмила |
призер |
8
«А»
|
русский
язык
|
Бадалова
М.Г.
|
5
|
Федорова
Мария
|
призер |
10
«Б»
|
русский
язык
|
Шмелева
О.Б.
|
6 |
Судобицкая
Вероника |
призер |
10
«В» |
русский
язык |
Михайлова
Н.И. |
7 |
Ерохин
Виктор |
призер |
11
«А» |
русский
язык |
Морозова
Л.П. |
8 |
Титко
Игорь |
призер |
11
«А» |
русский
язык |
Морозова
Л.П. |
9 |
Транькова
Мария |
победитель |
7
«А» |
литература |
Михайлова
Н.И. |
10 |
Попова
Анна |
призер |
7
«А» |
литература |
Михайлова
Н.И |
11 |
Пчелина
Настя |
победитель |
8
«Б» |
литература |
Бадалова
М.Г. |
12 |
Климкович Вероника |
призер |
9
«А» |
литература |
Пивоварова
Е.В |
13 |
Абрамова
Анастасия |
призер |
11
«Б» |
литература |
Михайлова
Н.И. |
14 |
Ронис
Алина |
призер |
11
«А» |
литература |
Морозова
ЛП |
15 |
Жиляева
Татьяна |
призер |
11
«А» |
литература |
Морозова
Л.П |
Формирование интереса к предмету, познанию мира, сущности
процессов и явлений в искусстве, развитие умения самостоятельно и творчески
мыслить помогли учителям привлечь учащихся к научно-исследовательской
деятельности.
С 8
по 13 апреля 2013 года
в соответствии с планом гимназии проводилась неделя науки и научно-
практическая конференция «Человек.
Земля. Вселенная» . Учителя кафедры русского языка и
литературы приняли активное участие, представив 5 ученических работ по
темам:
№
|
Тема
работы
|
Ф.И.О.ученика
|
Класс
|
Предмет
|
Ф.И.О.
учителя
|
1
|
Слово о словах |
Циркуленко
Евгения
|
11
«Б»
|
русский
язык
|
Михайлова
Н.И.
|
2
|
Что скрывается за псевдонимом
|
Блиндарева Катя
|
10
«А»
|
литература
|
Морозова
Л.П.
|
3
|
Пером и кистью |
КлимковичВероника,
Яроцкая Татьяна |
9
«Б»
|
литература
|
Пивоварова
Е.В.
|
4
|
Иноязычные компоненты в
языке |
Куликов
Михаил |
7
«В»
|
русский
язык
|
Моргулева
О.М..
|
5
|
Дуэли в
литературе
|
Шашкова Настя, Мантулькова
Алла |
10
«Б»
|
литература
|
Шмелева
О.Б.
|
Научно-исследовательская деятельность
учащихся - процесс совместной
деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений
и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и
объективно новых знаний, поиску закономерностей, описанию,
объяснению, проектированию.
Целью научно-исследовательской работы
учащихся является создание условий
для развития творческой личности, ее самоопределения и
самореализации.
Для реализации
поставленной цели решаются следующие задачи:
- формирование
интереса учащихся к научно-исследовательской
деятельности, умений и навыков проведения исследований;
- развитие интерес к
познанию мира, сущности процессов и явлений
-
развитие умения
самостоятельно, творчески мыслить
- оказание помощи
в мотивированном выборе профессии, профессиональной и социальной
адаптации.
Научными
руководителями учащихся являются учителя.
Направление и содержание
научно-исследовательской работы определяется учащимся совместно с научным
руководителем. При выборе темы
учитываются приоритетные направления стратегии развития школы и
индивидуальные интересы учащегося и
учителя.
Представленные
работы отличались иллюстративностью материала, интересными исследованиями учащихся, умением объяснять и
прогнозировать
качественные и количественные изменения показателей изучаемых вопросов.
Всегда интересно и активно в
гимназии проходит декада русского языка и литературы, целью которой является воспитание познавательного
интереса к предмету, расширение и углубление знаний о родном языке,
совершенствование лингвистической, коммуникативной и речевой компетенции
учащихся. Она включает
различные формы урочной и внеурочной работы. Декада этого года началась с конкурса газет, посвященных
творчеству В.Шукшина, В.Высоцкого,
С.Михалкова. В рамках декады
традиционно прошли авторские чтения, в которых приняли участие ребята 5
-11 классов. Юные писатели и поэты познакомили слушателей со своим
творчеством.
В 5 классах совместно с библиотекой были организованы уроки, посвященные
100-летию Сергея Михалкова. Ребята
с удовольствием приняли участие и в
викторине «В гостях у Михалкова».
Учащиеся 6 –х классов
показали музыкальные, драматические способности в лингвистическом КВНе. В зале царила
атмосфера соревнования, звучал юмор
и убедительные ответы на сложные вопросы.
Для
7-8 классов была проведена
литературная игра «В гостях у Жюля Верна». Ребята рассказали не только о
героях книг, но и о географических названиях, которые
есть в произведениях
писателя.
В 9
-11 классах были проведены уроки, посвященные творчеству Василия Шукшина.
Учащиеся посмотрели и обсудили фильмы «Калина красная», «Печки-
лавочки». Достойным завершением стала встреча с дочерью писателя – Ольгой
Васильевной Шукшиной. Она рассказала о своем отце, о его отношении к малой
родине, к землякам. Шукшина убеждала ребят, как важно воспитывать в себе
иммунитет к проявлению пошлости и злобы, равнодушия и эгоизма. Это проповедовал
в своем творчестве Василий
Макарович. Встреча надолго запомнится и учителям, и ребятам.
Проведение декады
русского языка и литературы содействует развитию и саморазвитию
интеллектуальной, духовной и нравственной сфер личности учащихся. Работа МО учителей русского языка и
литературы отличается той
особенностью, что мероприятия проводятся не в
течение отведенных 2-3-х недель, а в
течение всего учебного года, что составляет определенные трудности и большую
загруженность
учителей.
В течение года ребята принимают самое активное участие в
ежегодных мероприятиях,
проводимых городом и областью.
Конкурсы: «Город,
в котором я живу» , призовые места
: Куимова Александра, 5 «В» (учитель Михайлова Н.И),Крупнова Ксения ,10 «А»
(учитель Морозова Л.П)
«Живая классика» 1
место – Павлычева Ксения , 6 «А»(учитель Пивоварова Е.В.), 2 место – Медынская
Анна , 6 «Б» (учитель Морозова Л.П.)
«Армия в моей
семье» (Павлычева Ксения, 6 «А»
класс (учитель Пивоварова Е.В.) – работа представлена на
область)
«Добрая дорога
детства» в номинации «Литературное творчество».
В течение 4 х лет принимаем участие во
Всероссийском предметном
чемпионате. В этом году призерами
стали: Дегаева Наталья,5 «А»
класс(учитель Пивоварва Е.В.),Блиндарева Екатерина, 10 «А» класс(учитель Морозова Л.П.), а
всего приняли участие
филологическом чемпионате 90 учащихся 5-10
классов.
Большее место в системе работы МО
занимает издательская
деятельность. С 2000 года выпускается школьная газета «Гимназический вестник».( гл.редактор Моргулева
О.М.)
Проделанная
работа и высокие результаты свидетельствуют о систематической работе учителей
кафедры, о высоком профессионализме, творческом подходе к работе.
Задачи
МО на 2013 – 2014 учебный год:
1.
Обеспечить современное качество образования на основе здоровьесберегающего
сопровождения .
2.
Работать над повышением качества общего и профильного образования, опираясь на
современные способы, приёмы мотивации в процессе обучения.
3.
Создать условия для совершенствования профессионального мастерства и овладения
новыми подходами к преподаванию предметов.
4.
Апробация и разработка методики и
технологии
подготовки
учащихся к ЕГЭ.
5. Непрерывное самообразование учителя и повышение
уровня его профессионального
мастерства,
включение учителя в творческий поиск, в инновационную, опытно-экспериментальную,
научно-исследовательскую деятельность.
6.
Использование современных педагогических
технологий в преподавании
русского языка и литературы
|