Краснознаменск

Московская область

Гимназия №1


Официальный сайт

 
Главная
Новости
Жизнь гимназии
Учителя
Ученики
Научная работа
Гимназический вестник
Галерея
Публичный доклад
Нормативные документы
Главная > Публикации учителей

Анализ  работы  методического объединения  учителей  русского  языка  и  литературы  гимназии № 1     за   2012-2013  учебный  год

          В современной  педагогике  происходит  гуманизация образовательного процесса и наблюдается  переход  от  информационной модели обучения к деятельной  и личностной.  В последние годы образовательное пространство завоевывает  развивающее обучение, которое соответствует индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям в приобретении знаний.  Российское общество требует  формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального,  позволяющего ребенку  оставаться самим собой в быстро развивающемся социуме.      Современные школьники  прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов  во взаимодействии с учащимися.

   Сегодня, как никогда, возросла потребность в учителе, способном совершенствовать содержание своей деятельности посредством критического, творческого осмысления и применения передовых педагогических и информационных технологий. Поэтому организация  работы МО  является одним из важнейших направлений в программе развития гимназии.  В 2012-2013 учебном году метод объединение  работало над проблемой «Новые подходы к преподаванию русского языка и  литературы».

         Перед методическим объединением были поставлены следующие задачи:

1.Организация экспериментальной и инновационной деятельности учителей по          проблемам образовательного процесса.

2.Развитие творческого потенциала учителей; повышение уровня     профессиональной                              подготовки учителей;

3. Изучение и распространение опыта работы учителей;

4. Внедрение информатизации предметного преподавания в учебном процессе;

         исследовательская  работа;

5.Обеспечение условий для проведения аттестации учителей,

6. Учет особенностей психического  развития учащихся при внедрении  педагогических технологий.

         В целях  реализации  этих  задач, учителя  объединения   в своей  работе  создавали  условия  для  повышения  качества образования,    совершенствования содержания и структуры образования,  форм обучения, технологий  и  методов   обучения,    усиления общекультурной, гуманистической        направленности образования, его универсализации.

         При   таком   подходе  к  работе       повышается   уровень   профессиональной   компетентности   педагогов:

         -увеличивается круг взаимодействия участников,

         -наблюдаются опосредованные связи, а,  следовательно, результаты работы          педагогов становятся более продуктивными.

                    МО  обеспечивает   профессиональный рост его участников на основе обмена опытом собственной деятельности,   анализе  передового   педагогического  опыта  и  взаимной  поддержке   с   целью  решения     практических проблем, наиболее актуальными из которых являются :

-  использование современных педагогических  технологий  в преподавании русского языка и литературы,

-    апробация   и   разработка  методики  и  технологии   подготовки   учащихся   к   ЕГЭ,

-   внедрение в учебный процесс формы контроля знаний «тестирование», изучение КИМов  по  подготовке к ЕГЭ;

-   профильная и  предпрофильная  подготовка учащихся;

-   ознакомление с достижениями психолого-педагогической науки с целью повышения   научного уровня учителя;

-   непрерывное самообразование учителя и повышение уровня его профессионального  мастерства,    включение   учителя   в   творческий   поиск,    в    инновационную,    опытно-экспериментальную, научно-исследовательскую деятельность.                  

     Учителя кафедры понимают, что полноценный урок ориентирован на развитие интеллектуальных, творческих возможностей каждого ученика, учет его индивидуальных особенностей, на всестороннее развитие личности, на активную роль в процессе обучения. А это требует тщательного обдумывания каждого этапа урока, бережного отношения  к

учебному   времени,   отбора   экономных   методов   и   видов   работ,   соответствующих индивидуальным особенностям учащихся.

Основной стратегической линией учителей кафедры является использование в своей работе инновационных технологий, позволяющих формировать у учащихся умения добывать знания, ориентированные на развитие познавательных способностей каждого ученика. С этим направлением связаны технологии развивающего обучения, разработки и внедрение нетрадиционных форм урока, что позволяет повысить уровень усвоения учебного материала и воспитать положительную мотивацию к учению.

 

                 Результатом  такого  подхода  к  преподаванию является высокий уровень знаний, развитие  творческого  потенциала  каждого  учащегося, что  ежегодно подтверждают призовые  места  на городских  и  областных  олимпиадах по русскому языку и литературе.

В 2012-2013 учебном году  в городской олимпиаде   по      русскому языку стали призерами-  8  чел.,  по литературе победителями стали   2человека,5 чел. – призерами.    

 

Ф.И.ученика

 

Победитель/призер

 

Класс

 

Предмет

 

Ф.И.О. учителя

 

1

 

Транькова  Мария

призер

 

7 «А»

 

русский язык

 

Михайлова Н.И.

 

2

 

Ташевцев Артем

 

призер

 

8 «Б»

 

русский язык

 

Шмелева О.Б.

 

3

 

Салита Влада

призер

8 «Б»

 

русский язык

 

Шмелева О.Б.

 

4

 

Анцупова  Людмила

призер

8 «А»

 

русский язык

 

Бадалова М.Г.

 

5

 

Федорова Мария

 

призер

10 «Б»

 

русский язык

 

Шмелева О.Б.

 

6

Судобицкая Вероника

призер

10 «В»

русский язык

Михайлова Н.И.

7

Ерохин Виктор

призер

11 «А»

русский язык

Морозова Л.П.

8

Титко Игорь

призер

11 «А»

русский язык

Морозова Л.П.

9

Транькова Мария

победитель

7 «А»

литература

Михайлова Н.И.

10

Попова Анна

призер

7 «А»

литература

Михайлова Н.И

11

Пчелина Настя

победитель

8 «Б»

литература

Бадалова М.Г.

12

Климкович  Вероника

призер

9 «А»

литература

Пивоварова Е.В

13

Абрамова Анастасия

призер

11 «Б»

литература

Михайлова Н.И.

14

Ронис Алина

призер

11 «А»

литература

Морозова ЛП

15

Жиляева Татьяна

призер

11 «А»

литература

Морозова Л.П

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

             Формирование интереса  к предмету, познанию мира, сущности процессов и явлений в искусстве, развитие умения самостоятельно и творчески мыслить помогли учителям привлечь учащихся к научно-исследовательской деятельности. 

          С  8  по 13 апреля   2013 года в соответствии с планом гимназии проводилась неделя науки и научно- практическая  конференция «Человек. Земля. Вселенная»  . Учителя  кафедры  русского  языка  и  литературы  приняли  активное  участие,  представив  5 ученических  работ  по  темам:

 

 

Тема работы

 

Ф.И.О.ученика

 

Класс

 

Предмет

 

Ф.И.О. учителя

 

1

 

Слово о словах

Циркуленко Евгения

 

11 «Б»

 

русский язык

 

Михайлова Н.И.

 

2

 

Что  скрывается  за  псевдонимом

 

Блиндарева  Катя

 

10 «А»

 

литература

 

Морозова Л.П.

 

3

 

Пером и кистью

КлимковичВероника,

Яроцкая Татьяна

9 «Б»

 

литература

 

Пивоварова Е.В.

 

4

 

Иноязычные компоненты в языке

Куликов Михаил

7 «В»

 

русский язык

 

Моргулева О.М..

 

5

 

Дуэли в литературе

 

 

Шашкова Настя, Мантулькова Алла

10 «Б»

 

литература

 

Шмелева О.Б.

 

 

 

 Научно-исследовательская деятельность учащихся - процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию.

 Целью научно-исследовательской работы учащихся является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

- формирование интереса учащихся к научно-исследовательской деятельности, умений и навыков проведения исследований;

- развитие интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений

- развитие умения самостоятельно, творчески мыслить

- оказание помощи в мотивированном выборе профессии, профессиональной и социальной адаптации.

          Научными руководителями учащихся являются учителя.

 Направление и содержание научно-исследовательской работы определяется  учащимся совместно с научным руководителем. При выборе темы учитываются приоритетные направления стратегии развития  школы  и  индивидуальные  интересы  учащегося  и  учителя.

Представленные  работы  отличались  иллюстративностью  материала,  интересными  исследованиями  учащихся,  умением  объяснять  и  прогнозировать  качественные  и  количественные  изменения  показателей  изучаемых  вопросов.

         Всегда интересно и активно  в гимназии проходит декада русского языка и литературы,  целью которой является воспитание познавательного интереса к предмету, расширение и углубление знаний о родном языке, совершенствование лингвистической, коммуникативной и речевой компетенции учащихся.  Она включает различные формы урочной и внеурочной работы. Декада этого года началась  с конкурса газет, посвященных творчеству  В.Шукшина, В.Высоцкого, С.Михалкова. В рамках декады  традиционно прошли авторские чтения, в которых приняли участие ребята 5 -11 классов. Юные писатели и поэты познакомили слушателей со своим творчеством.

 В 5  классах совместно с библиотекой были  организованы уроки, посвященные 100-летию  Сергея Михалкова. Ребята с удовольствием  приняли участие и в викторине «В гостях у Михалкова».

   Учащиеся 6 –х классов  показали музыкальные, драматические способности  в лингвистическом КВНе. В зале царила атмосфера соревнования, звучал юмор  и убедительные ответы на сложные вопросы.

   Для 7-8 классов была проведена  литературная игра «В гостях у Жюля Верна».  Ребята рассказали не только о героях  книг, но и о  географических названиях, которые есть  в произведениях писателя.

В 9 -11 классах были проведены уроки, посвященные творчеству Василия Шукшина. Учащиеся  посмотрели  и обсудили  фильмы «Калина красная», «Печки- лавочки». Достойным завершением стала встреча с дочерью писателя – Ольгой Васильевной Шукшиной. Она рассказала о своем отце, о его отношении к малой родине, к землякам. Шукшина убеждала ребят, как важно воспитывать в себе иммунитет к проявлению пошлости и злобы, равнодушия и эгоизма. Это проповедовал в своем творчестве  Василий Макарович. Встреча надолго запомнится и учителям, и ребятам.

Проведение декады русского языка и литературы содействует развитию и саморазвитию интеллектуальной, духовной и нравственной сфер личности учащихся. Работа МО учителей русского языка и литературы отличается той  особенностью, что мероприятия проводятся не в течение отведенных 2-3-х недель, а в течение всего учебного года, что составляет определенные трудности и большую загруженность учителей.

В течение  года ребята     принимают     самое  активное  участие  в  ежегодных мероприятиях, проводимых городом и областью.

 

Конкурсы: «Город, в котором я живу»  , призовые места : Куимова Александра, 5 «В» (учитель Михайлова Н.И),Крупнова Ксения ,10 «А» (учитель Морозова Л.П)

 

«Живая классика» 1 место – Павлычева Ксения , 6 «А»(учитель Пивоварова Е.В.), 2 место – Медынская Анна , 6 «Б» (учитель Морозова Л.П.)

 

«Армия в моей семье» (Павлычева  Ксения, 6 «А» класс (учитель Пивоварова Е.В.) – работа   представлена на область)

 

«Добрая дорога детства» в номинации «Литературное творчество».

       

     В течение  4 х лет  принимаем участие  во  Всероссийском  предметном чемпионате. В этом году  призерами стали: Дегаева  Наталья,5 «А» класс(учитель Пивоварва Е.В.),Блиндарева Екатерина,  10 «А» класс(учитель Морозова Л.П.), а всего   приняли участие филологическом чемпионате  90  учащихся 5-10 классов.

 

Большее место в системе  работы  МО  занимает издательская   деятельность. С 2000 года выпускается   школьная  газета «Гимназический  вестник».( гл.редактор Моргулева О.М.)

Проделанная работа и высокие результаты свидетельствуют о систематической работе учителей кафедры, о высоком   профессионализме, творческом  подходе к работе.

 

Задачи   МО на  2013 – 2014  учебный  год:

1. Обеспечить современное качество образования на основе здоровьесберегающего сопровождения .

2. Работать над повышением качества общего и профильного образования, опираясь на современные способы, приёмы мотивации в процессе обучения.

3. Создать условия для совершенствования профессионального мастерства и овладения новыми подходами к преподаванию предметов.

 

4.   Апробация   и   разработка  методики  и  технологии   подготовки   учащихся   к   ЕГЭ.

 

5. Непрерывное самообразование учителя и повышение уровня его профессионального  мастерства,    включение   учителя   в   творческий   поиск,    в    инновационную,    опытно-экспериментальную, научно-исследовательскую деятельность.                  

 

6. Использование современных педагогических  технологий  в преподавании русского языка и литературы