Краснознаменск

Московская область

Гимназия №1


Официальный сайт

 
Главная
Новости
Жизнь гимназии
Учителя
Ученики
Научная работа
Гимназический вестник
Галерея
Публичный доклад
Нормативные документы
Главная > Нормативные документы

Пояснительная записка к учебному плану 2013-2014 учебный год

Учебный план гимназии создан на основе документов:

    Государственных стандартов образования.

       Базисного учебного плана РФ, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004г. №1089.

        СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 №19993)

Учебный план обеспечивает достижение следующих целей:

          Предоставить каждому учащемуся возможность получить полное базовое
среднее образование.

          Развить  способности   и  творческий  потенциал  каждого  ученика  за  счёт
базового (федерального и регионального) и школьного компонентов.

    -Язык обучения - русский. Гимназия работает в две смены.

Продолжительность учебного года: I класс - 33 учебные недели, II-IV классы -не менее 34 учебных недель. Продолжительность урока – 40 минут.

В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.2821-10)., зарегистрированными в Минюсте России 3 марта 2011 года, регистрационный номер 19993, в 1-х классах - пятидневная учебная неделя, во 2-11 -х классах - шестидневная учебная неделя.

Содержание     и     структура     учебного     плана     определены     статусом образовательного учреждения.

 

Начальное общее образование:

Учебный план для I-IV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования.

             В 2013/2014 учебном году для 1-3-х классов за основу принимается Базисный Учебный план начального общего образования в рамках ФГОС.

             Предметная область «Филология» представлена предметами «Русский язык» и «Литературное чтение» (обучением грамоте в 1-ом классе).

             Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным предметом «Математика».

             Предметная область «Обществознание и естествознание» представлена учебным предметом «Окружающий мир», интегрирующим вопросы ОБЖ.

             Предметная область «Искусство» представлена учебным предметом «Музыка», «»Изобразительное искусство.

            Предметная область технология представлена учебным предметом «Технология (труд)»             

              Предметная область «Физическая культура» представлена предметом «Физическая культура».

              Для 4 классов за основу принимается БУП 2004 г.

              Изучение английского языка предусматривает обучение иностранному языку в объеме 204 часа и обеспечивает достаточный уровень иноязычной подготовки школьников для продолжения образования на следующей ступени.

              Изучение в 4-х классах курса  «Окружающий мир» соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие и исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук: естествознание (1 час в неделю) и история (1 час в неделю).

              Учебный предмет «Информатика и ИКТ» изучается в 4-х классах в рамках учебного предмета «Технология».

              Часы, отведенные на преподавание учебных предметов «Искусство»(1 ч. в неделю) и «Технология» (1 ч в неделю), использованы для преподавания интегрированного учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» (2 ч в неделю по программе Неменского Б.)

             Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (1 ч. в неделю)  изучается в 4 классах безотметочно.

              

  Часы компонента образовательного учреждения распределены следующим образом:

 

- Во 2-х классах:

 

1 час добавлен на изучение литературного чтения для укрепления навыков осознанного безошибочного чтения;

1 час добавлен на изучение математики в связи с тем, что раздел учебно-практических математических задач, связанных с практико-ориентированной математической деятельностью, требует дополнительного времени;

1 час добавлен на изучение внеклассного чтения  для расширения читательских интересов детей.

 

- В 3-х  классах:

1 час добавлен на изучение  литературного чтения для расширения читательских интересов детей и укрепления навыков осознанного безошибочного чтения;

1 час добавлен на изучение математики в связи с тем, что раздел учебно-практических математических задач, связанных с практико-ориентированной математической деятельностью, требует дополнительного времени;

1 час добавлен для изучения истории для расширения исторических и обществоведческих знаний;

- В 4-х классах:

1 час добавлен на изучение  литературного чтения для расширения читательских интересов детей и укрепления навыков осознанного безошибочного чтения;

1 час добавлен на изучение математики в связи с тем, что раздел учебно-практических математических задач, связанных с практико-ориентированной математической деятельностью, требует дополнительного времени;

1 час добавлен на изучение русского языка для расширения знаний учащихся о лексике, фонетики, грамматике.

Основное общее образование:

Учебный план 5-х классов:

3 часа вариативной части распределены следующим образом: по 1 часу - для
изучения русского языка, литературы и математики в соответствии с
рекомендациями Министерства образования (региональный компонент).

Часы школьного компонента направлены на изучение предмета «Информатика и ИКТ» и на предмет «Хореография», увеличивающий двигательную нагрузку учащихся.

Учебный план 6-х классов:

4 часа вариативной части распределены следующим образом: по 1 часу - для
изучения литературы и математики в соответствии с рекомендациями Министерства
образования и по 1 часу - для расширенного изучения биологии и географии с элементами Московедения (региональный компонент); час школьного компонента направлен на изучение предмета «Информатика и ИКТ».

 

Учебный план 7-х классов:

2 часа вариативной части распределены следующим образом: по 1 часу - для
изучения русского языка и математики в соответствии с рекомендациями
Министерства образования (региональный компонент).

Часы школьного компонента направлены на изучение предметов «Информатика и ИКТ», «МХК» и на расширение программы изучения английского языка.

Учебный план 8-х классов:

  2 часа вариативной части добавляются на изучение предметов «Математика» и  «Химия».

  Профориентационная и информационная работа проводится в рамках предметов
«Предпрофильные курсы по выбору» как обязательная для всех учащихся с 105-
часовыми модулями на базе гимназии.

На это направлены часы школьного компонента, что предполагает изучение по выбору следующих курсов:

-   «Математика и экономика» (70 часов);

-   «Физический практикум» (35 часов);

-  «Мировая художественная культура» (35 часов);

-   «Тонкости английской грамматики» (70 часов).

      Учебный план 9-х классов:

        3 часа вариативной части распределены следующим образом:  1 час в неделю добавлен  для изучения русского языка в соответствии с рекомендациями Министерства образования и по 1 часу в неделю добавлено на изучение химии и физики.

   Профориентационная и информационная работа проводится в рамках предметов
«Предпрофильные курсы по выбору» как обязательная для всех учащихся с 105-
часовыми модулями на базе гимназии.

На это направлены часы школьного компонента, что предполагает изучение по выбору следующих курсов:

-   «Математика и экономика» (70 часов);

-   «Физический практикум» (35 часов);

-  «Мировая художественная культура» (35 часов);

-   «Тонкости английской грамматики» (70 часов).

Обязательный минимум содержания по предмету «Информатика» выдается за 175 часов в 5-9-х классах, что позволяет в учебном плане 9-х классов выделить на изучение данного предмета 1 час в неделю. Предмет «ОБЖ» в 8-х классах изучается как самостоятельный, а, кроме того его изучение в 5-9-х классах  интегрировано с другими предметами: природоведением, обществознанием, географией, физкультурой, биологией, физикой и химией по разработанной в гимназии рабочей программе (на основании письма №1133/14-12 от 14.07.98 «Об организации основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях России»). Дополнительные знания по ОБЖ учащиеся получают и на внеурочных занятиях по «Правилам дорожного движения», «Правилам противопожарной безопасности», «Охране труда и учёбы» в соответствии с вышеупомянутой программой. Обязательная минимальная периодичность таких занятий по каждому курсу - 1 раз в четверть.

Среднее (полное)  общее образование:

Среднее (полное) общее образование - завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения, которое является "системой специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, ... отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования" ("Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г."). Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности обучающихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.   При   этом   существенно   расширяются   возможности   выстраивания

обучающимся индивидуальной образовательной траектории. Учебный план реализует программу введения профильного обучения. Сохранён принцип построения учебного плана для 10-11 классов, который основан на идее двухуровнего (базового и профильного) компонента государственного стандарта.

              Учебные предметы выбираются учащимися либо на базовом, либо на профильном уровне. Элективные курсы - обязательные учебные предметы по выбору учащихся. Учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся для 6-часовой учебной недели - 37 часов.

                Для   10-х     классов  Учебным   планом   гимназии   предусматриваются  2 профиля: социально-гуманитарный и социально-экономический.

Социально-гуманитарный профиль обучения в 10 классе. Обязательные  учебные предметы «История» и «Русский язык»  и «Право» изучаются на профильном уровне, а «Обществознание», «Физическая культура», «Иностранный язык», «ОБЖ» - на базовом.  Кроме того, на базовом уровне изучаются предметы: «Экономика», «Информатика и ИКТ», «Физика», «Биология» и «География».

Функцию «надстройки» профильных предметов выполняют элективные курсы: «Стилистика и культура речи», «Практическая грамматика английского языка», «История России XX века», что способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека, а также определяют специализацию.

Социально-экономический профиль обучения в 10 классе. Обязательные  учебные предметы «Математика» и «Экономика» изучаются на профильном уровне, а «Обществознание», «История», «Физическая культура», «Иностранный язык», «ОБЖ» - на базовом. Кроме того, на базовом уровне изучаются предметы: «География»,  «Информатика и ИКТ», «Физика», «Биология» и «География».  Часы регионального компонента направлены на дополнительное изучение математики, русского языка, литературы, экономики и химии для расширения круга вопросов, изучаемых   этими предметами.

Функцию «надстройки» профильных предметов выполняют элективные курсы: «Методы решения нестандартных задач», «Основы программирования», «Уровни организации жизни», «Окислительно-восстановительные процессы в химии», что способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека, а также определяют специализацию.

Для   11-х     классов  Учебным   планом   гимназии   предусматриваются  2 профиля: социально-гуманитарный и  химико-математический.

                  Химико-математический профиль обучения.

Обязательные  учебные предметы «Математика» и «Химия» изучаются на профильном уровне, а  «История»,  «Обществознание», «Физическая культура» и «Иностранный язык», «ОБЖ» - на базовом. Кроме того, на базовом уровне изучаются предметы по выбору: «Экономика», «Право», «Информатика и ИКТ», «Физика», «Биология». Часы регионального компонента направлены на изучение предмета «Русское речевое общение». Элективные курсы «Методы решения нестандартных задач» и «Уровни организации жизни», «Окислительно-восстановительные процессы в химии»  развивают содержание профильных предметов и позволяют получить дополнительную, более серьёзную подготовку к сдаче единого государственного экзамена.

 Социально-гуманитарный профиль обучения.

Обязательные  учебные предметы «История» и «Обществознание» изучаются на профильном уровне, а «Обществознание», «Физическая культура», «Иностранный язык», «ОБЖ» - на базовом. Кроме того, на базовом уровне изучаются предметы по выбору: «Экономика», «Информатика и ИКТ», «Физика», «Биология». Часы регионального компонента направлены на изучение предмета «Русское речевое общение».

Функцию «надстройки» профильных предметов выполняют элективные курсы: «Стилистика и культура речи», «Практическая грамматика английского языка», «История России XX века», что способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека, а также определяют специализацию.

Универсальный профиль.

Учебный план составлен в соответствии с минимальным количеством часов по общеобразовательным предметам с дополнением по 1 часу основных предметов (русский язык, литература, алгебра и начала анализа), которые включены в итоговую аттестацию как обязательные в соответствии с рекомендациями Министерства образования, и по 1 часу на предметы естественно-научной (физика., химия) и социальной направленности с учетом потребности учащихся по результатам анкетирования.

 

 

Директор МБОУ гимназии №1                                                   Федосов В.Н.