Деятельность
гимназии
Гимназия №1
является одной из старейших школ города, которая распахнула свои двери в 1971
году, а в 1996 получила статус гимназии. Руководит гимназией Заслуженный учитель
Российской Федерации Владимир Николаевич Федосов.
Гимназия на
протяжении многих лет подтверждает свой высокий профессиональный уровень. Ее
можно с полной уверенностью назвать флагманом российского образования, школой
нового поколения, твердым шагом идущей в ногу с высокими требованиями 21 века к
школьному образованию и к личности в целом. С 1993 года в гимназии введена
единая школьная форма с эмблемой. На всех традиционных торжественных
мероприятиях исполняется Гимн гимназии, созданный творческим коллективом
педагогов. Содружество с Академией
педагогических наук и использование современных технологий и инновационных
методик позволили сделать гимназию настоящей научно-экспериментальной площадкой,
творческой лабораторией, где, объединенные жаждой познания и творчества, в
тесном сотрудничестве работают педагоги и их воспитанники.
Гимназия стала
для многих поколений выпускников стартом в большую успешную жизнь, и все это
благодаря высокопрофессиональному творческому коллективу единомышленников,
учителей, чьи главные достижения – талантливые, одаренные, уверенно идущие по
жизни ученики, которые становятся студентами ведущих российских вузов,
грамотными и востребованными специалистами. А многочисленные правительственные и
отраслевые награды и звания педагогов – еще одно подтверждение их
профессионализма и самоотдачи. Среди педагогов школы есть Заслуженные учителя РФ, Заслуженные
Учителя Московской области, Отличники народного просвещения, победители
национального проекта «Образование», «Лучшие по профессии», победители конкурса
«Педагог года»… Гимназия создала для своих воспитанников идеальные условия для
полноценного развития и раскрытия творческих способностей. В гимназии
реализуются предпрофильное обучение и профильная специализация учащихся по
социально-экономическому и социально-гуманитарному направлениям. Функцию «надстройки» социально-экономического
направления выполняют элективные курсы: «Математика и экономика», «Физический
практикум», «Математика в параметрах», «Уровни организации жизни»,
«Окислительно-восстановительные процессы в химии», «Технологии решения задач по
физике», «Механика в задачах». Социально-гуманитарное направление реализуется
через изучение профильных предметов
и элективных курсов: «Древнерусская литература», «Английский в фокусе», «Мировая
художественная культура», «Тонкости английской грамматики», «Стилистика и
культура речи», «Трудные вопросы обществознания», «Письменный английский»,
«История России в лицах», «Страноведение».
Но уже более 17 лет отличительной чертой деятельности гимназии является
музыкально-эстетическое образование.
Историческая справка: В 1990 году администрация гимназии, исследовав
мнение родителей, пришла к выводу, что школа на тот момент не являлась
конкурентноспособной на рынке образовательных услуг. Образование в гимназии не
отвечало социальному заказу родителей. Было принято управленческое решение о
создании школы-гимназии, и оформлены документы для проведения процедуры
лицензирования и аккредитации. В основу музыкально-эстетического образования и
учебно-воспитательного процесса в целом были заложены идеи демократического
стиля общения, интеграции познавательной, творческой и трудовой деятельности,
сотрудничество учителей, учащихся и родителей. В штатное расписании введены
должности преподавателей специальных предметов и педагогов дополнительного
образования: хореографа, хормейстера, концертмейстера. Закупка
материально-технических средств была осуществлена за счет финансирования из
местного бюджета Администрации г.о. Краснознаменск. Гимназия получила
музыкальные инструменты для индивидуальных занятий и для занятий оркестра.
Отремонтированы и оформлены специальные помещения для занятий с детьми: кабинеты
для занятий хорового класса,
сольфеджио, вокала, игры на духовых инструментах и фортепиано. Была закуплена
звукозаписывающая техника, микрофоны, синтезаторы. Огромная помощь была оказана
родителями и общественностью. На каждой параллели, начиная с первого класса,
формировались музыкально-хоровые классы, где дети получали музыкальное
образование в соответствии с программой. Психолого-педагогическое сопровождение
проводилось в течение всего процесса обучения: выявлялись обучающиеся,
обладающие склонностью к музыкально-эстетической деятельности, проводилось их
прослушивание, определялись педагоги и инструменты, на которых будут заниматься
дети. Создавалось индивидуальное программно-методическое обеспечение
музыкально-эстетического образования. За основу музыкально-эстетического
образования взята программа детской музыкальной школы, состоящая из следующих
компонентов: индивидуальное обучение – инструмент, вокал и групповые занятия –
хоровой класс, сольфеджио и оркестр. В начале и в конце учебного года в рамках
внутришкольного контроля проводится мониторинг процесса обучения и достигнутых
результатов музыкально-эстетического образования. Занятия ритмикой и
хореографией проводятся с 1 по 11 класс проводятся по рабочей программе
«Ритмика», созданной на базе программы «Ритмическая пластика», под редакцией А.И. Бурениной. Для
наибольшего качества проведения занятий класс делится на 2 подгруппы. Занятия
изобразительного искусства в начальной школе ведутся по программе Б.М.Неменского и включают в
себя изобразительное искусство и художественный труд, что дает положительный
результат в развитии творческих способностей обучающихся. Результатом работы является многочисленные выставки
творческих работ и победы в творческих конкурсах. В старшем звене, наряду с
занятиями музыкой и хореографией, учащиеся изучают образовательную область
«Искусство», состоящую из мировой художественной культуры и программы
«Искусство» под редакцией Сергеевой Г.П. и Кашенковой И.Э.Предметы изучаются на
базовом и дополнительном уровне. По каждому предмету созданы рабочие программы
на основе программ, утвержденных Министерством образования РФ. Введение
дополнительных предметов художественно-эстетического цикла в учебный план
гимназии способствует всестороннему духовному и физическому развитию детей,
формирует эстетический вкус, информационную основу выбора профессии, осознанное
поведение и культуру, осмысление своих поступков, культуру времяпровождения и
общения в коллективе. При решении проблемы музыкально-эстетического образования
гимназия столкнулась с проблемой финансирования. Если до 2009 года
финансирование осуществлялось за счет субвенции, то после 2009 года
финансирование осуществляется за счет местного бюджета, и мы вынуждены были
ввести платные дополнительные услуги (вводится локальный акт о дополнительных
платных услугах в гимназии). Родители оплачиваются занятия по индивидуальному
инструменту, частично занятия по хореографии. Хоровой класс, оркестр и сольфеджио,
изобразительное искусство и художественный труд, занятия по предметам и
элективные курсы в образовательной области «Искусство», финансируются из
областного и муниципального бюджетов. При реализации музыкально-эстетического
образования в гимназии мы достигли определенных результатов: на основе
музыкально-эстетического образования сложились традиции, которые являются важной
частью воспитания гимназистов. Это Пушкинские балы, Посвящение в музыканты,
Посвящение в старшеклассники, музыкально-литературные
салоны, инструментальные концерты, вечера авторской песни, и др. Все мероприятия
открыты для широкой общественности и являются культурным событием в жизни
города. (фото 1-194) Сочетание внеурочной и урочной деятельности позволили
повысить уровень обученности учащихся не только по предметам
музыкально-эстетического, но и гуманитарного циклов. Реализация музыкально-эстетическое образования
позволило нам участвовать и завоевывать призовые места в Международных конкурсах:
«Одаренные дети» - Гран-При, Дельфийские игры - 1 место, Новая волна – 2 место;
в конкурсах Всероссийского уровня: «Элита Российского образования-2011» –
золотая медаль; программах и конкурсах областного уровня: «Лучшая школа
Подмосковья» 2010; «Юные таланты Московии» - победители и призеры на протяжении
10 лет. Хоровой коллектив «Доминанта» - имеет звание «Образцовый коллектив».
(фото 362) Результаты внедрения музыкально-эстетического образования дало
возможность гимназии проводить мероприятия обучающего, развивающего и
патриотического характера на высоком эстетическом уровне.
В настоящее время, по независимым оценкам результатов деятельности,
гимназия занимает лидирующее положение среди образовательных учреждений города.
Гимназия конкурентоспособна на рынке образовательных услуг. При выборе школы,
родители первоклассников предпочитают гимназию, как лучшее образовательное
учреждение города Краснознаменска.
Гимназия №1 – это не просто школа новейших технологий и знаний, это
творческая мастерская, источник духовной силы, это лучший коллектив, добившийся
высоких результатов в обучении и воспитании подрастающего поколения. С 2011 года
гимназия внедряет новые стандарты в обучении и воспитании. В гимназии введены ФГОС в первых и вторых классах, это 178 учащихся. Администрация
и педагоги гимназии отмечают, что с введением 10 часов внеурочной деятельности
они получили хорошую возможность применять различные формы организации внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в гимназии построена на
основе имеющегося кадрового потенциала и материально-технических ресурсов школы.
Внеурочная деятельность в гимназии №1 организуется по следующим направлениям
развития личности ребенка: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное,
социальное, общекультурное и общеинтеллектуальное, и осуществляется с учетом
желания обучающихся и их родителей и формах отличных от урочной системы
обучения. Спортивно-оздоровительное направление представлено курсом «Ритмика»
(2часа в неделю), который нацелен на развитие
индивидуальных способностей детей, на формирование общей культуры движений и
двигательных навыков, умения владеть своим телом, на разгрузку статичности
учебных занятий. Социальное направление представлено курсом «Жизненные навыки.
Все цвета кроме черного» (1 час в неделю). Этот курс направлен на воспитание у
младшего школьника позитивного мироощущения, преодоление явлений социальной
дезоадаптации, способствует развитию личностных универсальных учебных действий,
обеспечивающих ценностно-смысловую
ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми
этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный
аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Духовно-нравственное направление представлено курсом «Этика: Азбука добра» (1
час в неделю). Курс «Этика: Азбука добра»
- система занятий практической направленности, расширяющих представления
детей о доброте, нравственных правилах взаимоотношений в человеческом обществе.
Общеиннтеллектуальное направление представлено курсом «Инфознайка» (2 часа в
неделю), «Занимательный английский» (2 часа в неделю). Курс «Инфознайка» позволяет дать учащимся
инвариантные фундаментальные знания в областях связанных с информатикой, развивает
умения проведения анализа действительности для построения информационной модели
и ее изображение с помощью информационного языка. Курс «Занимательный
английский» призван обеспечить достаточный уровень иноязычной подготовки
школьников для продолжения образования на следующей ступени, развивать
общеучебные и специальные учебные умения, а также приобрести социокультурную
осведомленность в процессе формирования коммуникативных умений в основных видах
речевой деятельности. Общекультурное направление представлено курсами «Юный
художник» ( 1 час в неделю), «Хоровое пение» (1 час в неделю), «Сольфеджио» (1
час в неделю), «Музыкальный мир» (2 часа в неделю). Курс «Юный художник», позволит овладеть способами
художественной деятельности: эмоционально-ценностное восприятие произведений
изобразительного искусства,
выражение в творческих работах своего отношения к окружающему миру, овладение
элементарными умениями изодеятельности. Курс «Хоровое пение» нацелен на обучение
пению в хоре, индивидуальное оптимальное певческое развитие каждого учащегося,
формирование певческой культуры, накопление музыкальнослуховых представлений.
Курс «Сольфеджио» является предметом, объединяющем различные виды музыкальной
деятельности, особенно активизирующим развитие музыкального слуха, памяти и
мышления в аспекте освоения теоретических основ музыки. Курс «Музыкальный мир»
состоит в том, что главным в нем является живое восприятие и осмысление музыки,
целенаправленное воздействие шедевров мирового музыкального искусства формирует
основы музыкальной культуры учащихся, как части их духовной
культуры.
В жизни гимназии
большое внимание уделяется не только образованию, но и патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Ведь
личность нового поколения – это, в первую очередь, настоящий гражданин и патриот
своей страны. Клуб «Юный патриот» и
школьное объединение «Совет старшеклассников» участвуют во Всероссийских Вахтах
памяти, работают над собранием архива военных лет, организуют военно-спортивные
и исторические эстафеты, общаются и помогают ветеранами.
Гимназия
открывает перед своими воспитанниками удивительный знаний, мир
прекрасного, ведет их в мир
искусства, учит видеть красоту вокруг и создавать ее. Именно поэтому, школа
занимает лидирующее место в городе по количеству призовых мест в предметных
олимпиадах, смотрах и конкурсах от муниципального до федерального и
международного уровней, среди которых олимпиады при МВТУ им. Н.Э.Баумана, МИФИ,
МГУ, турниры Архимеда, Всероссийская программа «Шаг в будущее»… А научное общество учащихся
гимназии – настоящая интеллектуальная лаборатория, которая дает возможность
каждому ее участнику сделать шаг в большую науку и принять участие в
научно-практической конференции «Человек. Земля. Вселенная» - этого события, с
нетерпением ждут все ученики и педагоги школы.
Из школьных
стен творческие коллективы выходят на сцены больших и знаменитых концертных
залов. Гимназия гордится своим
хоровым коллективом «Доминанта», которому недавно было присвоено звание
«Образцовый», а его выступление проходило в стенах Московской Консерватории. А
духовой оркестр школы – уникальное в городе творческое объединение талантливых
педагогов и учеников, за 15 лет выпустившее целую плеяду юных музыкантов. Ни
одно городское мероприятие не обходится без этого оркестра, который стал
гордостью не только Краснознаменска, но и всей Московской области, где коллектив
неоднократно становился победителем смотра-конкурса духовых оркестров «Таланты
Московии».
Высокий профессиональный уровень гимназия подтвердила на областном
конкурсе «Лучшая школа Подмосковья» в 2010 году, став победителем, а в 2011 году получила Золотую медаль по
итогам конкурса «Элита Российского образования» и грант как «Лучшее
инновационное учреждение Московской области». На базе гимназии с 2008 года
работает федеральная экспериментальная площадка «Сетевое взаимодействие
педагогов-новаторов и экспериментаторов». В 2010 году открыта федеральная
экспериментальная площадка «Подготовка педагогических кадров к реализации ФГОС
второго поколения», а в 2012 году – МБОУ Гимназия №1 инновационная площадка по
реализации лучших образовательных практик в Московской области. Основными
задачами инновационных экспериментальных площадок является распространение
эффективного опыта гимназического образования через: сетевое общение, публикации
в научно-педагогических изданиях: «Муниципальное образование: Инновации и
эксперимент», «Эксперимент и инновации в школе», «Инновационные проекты и
программы в образовании», «Сборник методических материалов», проведение
областных семинаров и конференций.
Но главное достижение гимназии – не награды, звания и регалии, а
благодарные глаза учеников, их уверенный взгляд в будущее и достойные шаги в
большую взрослую жизнь.
|