Подготовительный
этап:
Класс делится на три команды, которые получают домашнее задание:
- Выбрать
капитана команды.
- Придумать
название команды, эмблему и девиз, изготовить плакаты с высказываниями великих
математиков.
- Найти
для соревнования как можно больше материала о старинных русских мерах и об их
значении.
- Подобрать
как можно больше пословиц, поговорок, где используются старинные русские меры
с объяснением их истолкования.
- Уметь
объяснять старинные меры с помощью пантомимы или
рисунка.
- Придумать
сказку, в которой используется как можно больше старинных русских
мер.
- С
помощью пантомимы или ребуса описать одну из старинных русских мер и
пословицу.
- Подобрать
и решить одну старинную задачу для соперников.
Этапы
конкурса:
№ |
Этапы
конкурса |
Максимальная
оценка |
Оценка
жюри |
1к. |
2к. |
3к. |
1. |
Девиз |
1
балл |
|
|
|
2. |
Разминка-викторина |
по
1 баллу |
|
|
|
3. |
Меры
и их значение |
по
1 баллу |
|
|
|
4. |
Пословицы
и поговорки |
1+1
балл |
|
|
|
5. |
Конкурс
пантомимы или ребуса |
1
балл за выступление + 1 балл за угадывание |
|
|
|
6. |
Сказка |
1
балл за содержание + 1 балл за использование мер |
|
|
|
7. |
Решение
старинных задач |
2
балла |
|
|
|
Подведение
итогов жюри. Награждение.
Ход
мероприятия
I.
Слово учителя:
В
далёкие исторические времена человеку приходилось постепенно постигать не только
искусство счёта, но и измерений. Когда наш предок – древний, но уже мыслящий,
пытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и
высоту своего будущего убежища с собственным ростом. А ведь это и есть
измерение. Изготовляя простейшие орудия труда, строя жилища, добывая пищу,
возникает необходимость измерять расстояния, а затем площади, ёмкости, массу,
время. Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Если
при счёте человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний
использовались руки и ноги. Не было народа, который не избрал бы свои единицы
измерения. Например, строители египетских пирамид эталоном длины считали локоть
( расстояние от локтя до конца среднего пальца), древние арабы – волос из
ослиной морды, англичане до сих пор пользуются королевским футом ( в переводе с
английского фут означает нога), равным длине ступни короля. Длина фута была
уточнена с введением такой единицы длины как шток. Это «длина ступней 16
человек, выходящих из храма от заутрени в воскресенье». Деля длину штока на 16
равных частей, получали среднюю длину ступни, ибо из церкви выходили люди
разного роста. Длина фута стала равняться 30,48 см. Английский ярд тоже связан с
размерами человеческого тела. Эта мера длины была введена королём Эдгаром и
равнялась расстоянию от кончика носа его величества до кончика среднего пальца
вытянутой в сторону руки. Как только сменился король, ярд удлинился, т.к. новый
монарх был более крупного телосложения. Чтобы избежать путаницы, король Генрих1
узаконил постоянный ярд и приказал изготовить из вяза эталон. Этим ярдом в
Англии пользуются до сих пор, длина его равна 0,9144 м.
У
наших предков были весьма любопытные способы измерения. У славян была такая мера
длины, как «вержение камня» – бросок камнем, «перестрел» – расстояние, которое
пролетала струна, выпущенная из лука. В Сибири в стародавние времена
употреблялась мера расстояния – бука. Это расстояние, на котором человек
перестаёт видеть раздельно рога быка.
Сегодня
мы с вами проведём конкурс, посвящённый старинным русским мерам. Назовём мы наш
конкурс «Старинные русские меры в истории и речи народной». Каждая команда
должна была придумать девиз конкурса. Слово командам.
II.
Разминка-викторина:
- Какая
монета рубль бережёт? (копейка)
- Откуда
произошло название «копейка»? (в 16 в. при Иване Грозном выпущена маленькая
монета с изображением всадника с копьём).
- У
наших предков была мера « бычавий рёв». Что измеряли столь любопытным
способом? (расстояние, в старинных грамотах: «От погоста во все стороны на
бычавий рёв»).
- «Печенегия
отстояла от хазар на пять дней, от алан на шесть дней, от Руси на один день,
от мадьяр на четыре дня и от болгар дунайских на полдня». Что наши предки
измеряли в днях? (расстояние)
- Задача:
- С
завода отправили 3 подводы с посудой, на каждой по 2 ящика, и в каждом ящике
по 5 дюжин тарелок. Сколько тарелок отправлено с завода?
(3*2*5*12=360).
- Объясните
происхождение слова «рубль» (от слова «рубить», гривну рубили
пополам).
III.
Меры и их значение
(команды
по очереди называют меры и объясняют их значение). Выигрывает этот конкурс та
команда, которая назовёт наибольшее количество мер.
IV.
Пословицы и поговорки
(одна
команда цитирует пословицу, а следующая – объясняет её значение). Повторять
пословицы, которые уже звучали, нельзя.
V.
Загадать пословицу
(одна
команда загадывает пословицу с помощью пантомимы или ребуса, а другие её
отгадывают).
VI.
Сказка
(каждая
команда придумала сказку, где встречаются старинные меры).
VII.
Решение старинных задач.
- Прохожий,
догнавший другого, спросил: «Как далеко до деревни, которая у нас впереди?»
Ответил другой прохожий: «Расстояние от той деревни, от которой ты идёшь,
равно третьей части всего расстояния между деревнями, а если ещё пройдёшь 2
версты, тогда будешь ровно посередине между деревнями». Сколько вёрст осталось
ещё идти первому прохожему? (8 в).
- Некто
купил ¾ аршина сукна и заплатил за них 3 алтына. Сколько рублей надо заплатить
за 100 аршин такого же сукна? (1 алтын = 3 копейки) (12
руб.)
- Собака
усмотрела в 150 саженях зайца, который пробегает в 2 минуты по 500 сажен, а
собака в 5 минут по 1300 сажен. Спрашивается, в какое время собака догонит
зайца? (через 15 мин).
VIII.
Подведение итогов конкурса, награждение победителей.
IX.
Заключительное слово учителя:
Вы
знаете, что у всех народов складывалась сложная и запутанная система мер.
Каждое, даже самое маленькое государство, каждый хоть немного самостоятельный
народ, каждый город стремился измерять своими мерами. Это вносило большую
неразбериху при учёте ценностей и особенно в торговле. С развитием торговых
отношений между иностранными государствами потребовалось создание эталонов.
Метрическая система мер родилась во Франции. Одну десятимиллионную часть
четверти земного меридиана во Франции приняли за основную меру длины и назвали
метром (от греческого «метром», означающего «мера»). На основании измерений
меридиана был изготовлен впоследствии платиновый эталон метра. Идея применить в
качестве эталона длины часть земного меридиана родилась в России ещё в самом
начале 18 века. В 1719 году Петр I приказал провести измерение части дуги
меридиана по льду Ладожского озера. Число 10 легло в основу подразделений метра.
Вот почему метрическая система мер оказалась связанной с десятичными дробями.
Единица измерения площадей – квадратный метр, объёмов – кубический метр. Мера
веса и другие связаны с мерой длины таким образом: за основную меру веса принят
1 кг, равный весу 1 куб. дм воды при температуре 4 градуса, т.е. при наибольшей
плотности. Основная мера вместимости 1 литр равен по объёму 1 кубическому
дециметру. Благодаря своим преимуществам метрическая система мер
распространилась во второй половине 19 века далеко за пределы Франции. Так эти
меры попали в Россию. В 1960 году собралась Генеральная конференция по мерам и
весам, на которую прибыли представители 32 стран. Была принята Международная
система единиц, которой пользуются во всех областях науки, техники и народного
хозяйства.
Приложение.
|