Краснознаменск

Московская область

Гимназия №1


Официальный сайт

 
Главная
Новости
Жизнь гимназии
Учителя
Ученики
Научная работа
Гимназический вестник
Галерея
Публичный доклад
Нормативные документы
Главная > Публикации учителей

Подготовительный этап: Класс делится на три команды, которые получают домашнее задание:

  1. Выбрать капитана команды.
  2. Придумать название команды, эмблему и девиз, изготовить плакаты с высказываниями великих математиков.
  3. Найти для соревнования как можно больше материала о старинных русских мерах и об их значении.
  4. Подобрать как можно больше пословиц, поговорок, где используются старинные русские меры с объяснением их истолкования.
  5. Уметь объяснять старинные меры с помощью пантомимы или рисунка.
  6. Придумать сказку, в которой используется как можно больше старинных русских мер.
  7. С помощью пантомимы или ребуса описать одну из старинных русских мер и пословицу.
  8. Подобрать и решить одну старинную задачу для соперников.

Этапы конкурса:

Этапы конкурса

Максимальная оценка

Оценка жюри

1к.

2к.

3к.

1.

Девиз

1 балл

2.

Разминка-викторина

по 1 баллу

3.

Меры и их значение

по 1 баллу

4.

Пословицы и поговорки

1+1 балл

5.

Конкурс пантомимы или ребуса

1 балл за выступление + 1 балл за угадывание

6.

Сказка

1 балл за содержание + 1 балл за использование мер

7.

Решение старинных задач

2 балла

Подведение итогов жюри. Награждение.

Ход мероприятия

I. Слово учителя:

В далёкие исторические времена человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счёта, но и измерений. Когда наш предок – древний, но уже мыслящий, пытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего убежища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение. Изготовляя простейшие орудия труда, строя жилища, добывая пищу, возникает необходимость измерять расстояния, а затем площади, ёмкости, массу, время. Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счёте человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги. Не было народа, который не избрал бы свои единицы измерения. Например, строители египетских пирамид эталоном длины считали локоть ( расстояние от локтя до конца среднего пальца), древние арабы – волос из ослиной морды, англичане до сих пор пользуются королевским футом ( в переводе с английского фут означает нога), равным длине ступни короля. Длина фута была уточнена с введением такой единицы длины как шток. Это «длина ступней 16 человек, выходящих из храма от заутрени в воскресенье». Деля длину штока на 16 равных частей, получали среднюю длину ступни, ибо из церкви выходили люди разного роста. Длина фута стала равняться 30,48 см. Английский ярд тоже связан с размерами человеческого тела. Эта мера длины была введена королём Эдгаром и равнялась расстоянию от кончика носа его величества до кончика среднего пальца вытянутой в сторону руки. Как только сменился король, ярд удлинился, т.к. новый монарх был более крупного телосложения. Чтобы избежать путаницы, король Генрих1 узаконил постоянный ярд и приказал изготовить из вяза эталон. Этим ярдом в Англии пользуются до сих пор, длина его равна 0,9144 м.

У наших предков были весьма любопытные способы измерения. У славян была такая мера длины, как «вержение камня» – бросок камнем, «перестрел» – расстояние, которое пролетала струна, выпущенная из лука. В Сибири в стародавние времена употреблялась мера расстояния – бука. Это расстояние, на котором человек перестаёт видеть раздельно рога быка.

Сегодня мы с вами проведём конкурс, посвящённый старинным русским мерам. Назовём мы наш конкурс «Старинные русские меры в истории и речи народной». Каждая команда должна была придумать девиз конкурса. Слово командам.

II. Разминка-викторина:

  1. Какая монета рубль бережёт? (копейка)
  2. Откуда произошло название «копейка»? (в 16 в. при Иване Грозном выпущена маленькая монета с изображением всадника с копьём).
  3. У наших предков была мера « бычавий рёв». Что измеряли столь любопытным способом? (расстояние, в старинных грамотах: «От погоста во все стороны на бычавий рёв»).
  4. «Печенегия отстояла от хазар на пять дней, от алан на шесть дней, от Руси на один день, от мадьяр на четыре дня и от болгар дунайских на полдня». Что наши предки измеряли в днях? (расстояние)
  5. Задача:
  6. С завода отправили 3 подводы с посудой, на каждой по 2 ящика, и в каждом ящике по 5 дюжин тарелок. Сколько тарелок отправлено с завода? (3*2*5*12=360).
  7. Объясните происхождение слова «рубль» (от слова «рубить», гривну рубили пополам).

III. Меры и их значение

(команды по очереди называют меры и объясняют их значение). Выигрывает этот конкурс та команда, которая назовёт наибольшее количество мер.

IV. Пословицы и поговорки

(одна команда цитирует пословицу, а следующая – объясняет её значение). Повторять пословицы, которые уже звучали, нельзя.

V. Загадать пословицу

(одна команда загадывает пословицу с помощью пантомимы или ребуса, а другие её отгадывают).

VI. Сказка

(каждая команда придумала сказку, где встречаются старинные меры).

VII. Решение старинных задач.

  1. Прохожий, догнавший другого, спросил: «Как далеко до деревни, которая у нас впереди?» Ответил другой прохожий: «Расстояние от той деревни, от которой ты идёшь, равно третьей части всего расстояния между деревнями, а если ещё пройдёшь 2 версты, тогда будешь ровно посередине между деревнями». Сколько вёрст осталось ещё идти первому прохожему? (8 в).
  2. Некто купил ¾ аршина сукна и заплатил за них 3 алтына. Сколько рублей надо заплатить за 100 аршин такого же сукна? (1 алтын = 3 копейки) (12 руб.)
  3. Собака усмотрела в 150 саженях зайца, который пробегает в 2 минуты по 500 сажен, а собака в 5 минут по 1300 сажен. Спрашивается, в какое время собака догонит зайца? (через 15 мин).

VIII. Подведение итогов конкурса, награждение победителей.

IX. Заключительное слово учителя:

Вы знаете, что у всех народов складывалась сложная и запутанная система мер. Каждое, даже самое маленькое государство, каждый хоть немного самостоятельный народ, каждый город стремился измерять своими мерами. Это вносило большую неразбериху при учёте ценностей и особенно в торговле. С развитием торговых отношений между иностранными государствами потребовалось создание эталонов. Метрическая система мер родилась во Франции. Одну десятимиллионную часть четверти земного меридиана во Франции приняли за основную меру длины и назвали метром (от греческого «метром», означающего «мера»). На основании измерений меридиана был изготовлен впоследствии платиновый эталон метра. Идея применить в качестве эталона длины часть земного меридиана родилась в России ещё в самом начале 18 века. В 1719 году Петр I приказал провести измерение части дуги меридиана по льду Ладожского озера. Число 10 легло в основу подразделений метра. Вот почему метрическая система мер оказалась связанной с десятичными дробями. Единица измерения площадей – квадратный метр, объёмов – кубический метр. Мера веса и другие связаны с мерой длины таким образом: за основную меру веса принят 1 кг, равный весу 1 куб. дм воды при температуре 4 градуса, т.е. при наибольшей плотности. Основная мера вместимости 1 литр равен по объёму 1 кубическому дециметру. Благодаря своим преимуществам метрическая система мер распространилась во второй половине 19 века далеко за пределы Франции. Так эти меры попали в Россию. В 1960 году собралась Генеральная конференция по мерам и весам, на которую прибыли представители 32 стран. Была принята Международная система единиц, которой пользуются во всех областях науки, техники и народного хозяйства.

Приложение.