Краснознаменск

Московская область

Гимназия №1


Официальный сайт

 
Главная
Новости
Жизнь гимназии
Учителя
Ученики
Научная работа
Гимназический вестник
Галерея
Публичный доклад
Нормативные документы
Главная > Публикации учителей

    

Урок физики в 8 классе по теме «Реостаты»

 

Разработка учителя физики

МБОУ Гимназия №1

 г.о. Краснознаменск Московской области

Шарченко Веры Владимировны

 

ЦЕЛЬ УРОКА:    познакомить учащихся с устройством и

                              использованием реостатов для

                              регулирования силы тока в цепи;

                              формировать умение собирать эл. цепи.

ТИП УРОКА:      комбинированный урок.

ДЕМОНСТРАЦИИ: 1. Устройство и принцип действия

                                         реостатов.

                                     2. Различные виды реостатов:

                               ползунковый, рычажный и магазин резисторов.                                                                                        

                                      

ОБОРУДОВАНИЕ:    экран; кодоскоп; компьютер;

                                      различные виды реостатов;

                                      амперметр; вольтметр;

                                      электрометр.

 

Х  О   Д        У   Р   О   К   А:

 

1 ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ   (фронтальный опрос).

 

ЗАДАНИЕ 1.

На доске написать термины:

1)     сила тока;

2)     напряжение;

3)     диэлектрик;

4)     аккумулятор;

5)     сопротивление.

                         В О П Р О С Ы

1)     Вещество, не проводящее электрический ток.

2)     Количество заряда, проходящее через поперечное сечение проводника за 1 с.

3)     Свойство проводника препятствовать прохождению по

нему эл. тока.

4)     Работа тока по перемещению заряда в 1 Кл.

5)     Источник эл. тока.

                                      

ЗАДАНИЕ 2.

1)     Записать закон Ома для участка цепи.

2)     Из закона Ома получите выражение для определения сопротивления проводника. Почему нельзя говорить, что сопротивление прямо пропорционально напряжению и обратно пропорционально силе тока?

 

 

3)     Какая формула показывает, от чего зависит сопротивление проводника?

(Прокомментировать формулу).

 

  

ЗАДАНИЕ 3.

На столе стоят приборы:

1)     вольтметр;

2)     амперметр;

3)     электрометр.

                        В  О  П  Р   О   С  Ы

1)     Какой прибор измеряет силу тока в цепи?

2)     Определяет наличие и значение электрического заряда?

3)     Измеряет эл. напряжение?

 

ЗАДАНИЕ 4.

На экране – схемы электрических цепей.

                 В  О   П   Р   О   С   Ы

1)     В какой цепи можно измерить силу тока?

2)     В какой цепи лампочку можно включить из двух разных мест?

3)     В какой цепи можно измерить напряжение?

                                                                       

ЗАДАНИЕ 5.

Верны ли утверждения?

(Ответу «да» соответствует поднятая рука).

1)     Сила тока измеряется в вольтах.

2)     Одноименные заряды притягиваются, разноименные – отталкиваются.

3)     Чем толще проводник, тем больше его электр. сопротивление.

4)     Электрический счетчик измеряет силу тока, протекающего по цепи.

5)     Сила тока в цепи зависит от приложенного напряжения и сопротивления проводника.

 

II.  ОБЪЯСНЕНИЕ   НОВОГО  МАТЕРИАЛА.

 

     Проблемный вопрос.

      Возможно ли создание специальных устройств для

      регулирования силы тока в цепи?

 

      Обратимся к формуле

     Какие же параметры данного проводника следует изменять,                чтобы изменить его сопротивление, а, следовательно, и силу тока?

     Выбрав вариант изменения длины проводника, сообщаем учащимся,    что именно по этому принципу устроен реостат. Сопротивление проводника зависит от его длины

 

1.     РЕОСТАТЫ – приборы для регулирования силы

                              тока в цепи  путем изменения их

                              сопротивления.

2.     РЕОСТАТЫ ШИРОКО ПРИМЕНЯЮТ НА

ПРАКТИКЕ (демонстрация презентаций):

1)     в динамике радиоприемника, телевизора (изменяя

силу тока мы регулируем громкость);

2)     в электродвигателе швейной машины (регулируем

скорость его вращения);

3)     в настольных лампах (регулируем яркость);

4)     освещение в театре.

                                          

3.     ВИДЫ РЕОСТАТОВ:

1)     простейший;

2)     реостаты на практике:

а) ползунковый;

б) рычажный  (ступенчатый);

в) магазин резисторов  (сопротивлений).

 

4.     УСТРОЙСТВО РЕОСТАТА.

5.     УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ НА СХЕМАХ.

6.     ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ.

Каждый реостат рассчитан на определенное сопротивление и силу тока. Они указаны на реостате.

7.     ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ:

Недопустимо касаться руками рабочих частей реостата.

 

III.              ЛАБОРАТОРНАЯ  РАБОТА № 5.

   «Регулирование силы тока реостатом».

Лабораторная работа проводится по описанию в учебнике (стр.173).

 

                                 ХОД     РАБОТЫ.

1.     Собрали цепь по схеме (схема заранее начерчена на доске).

2.     Цена деления амперметра.

3.     Результат в таблицу

Положение

ползунка

рисунок

значение

1

Крайне левое

 

 

2

Среднее

 

 

3

 

Крайне правое

 

 

 4.  Вывод.

 5.  К.В.: В каком случае  I max? Почему?