Урок физики в 8 классе по теме «Реостаты»
Разработка учителя физики
МБОУ Гимназия №1
г.о. Краснознаменск Московской
области
Шарченко Веры
Владимировны
ЦЕЛЬ УРОКА:
познакомить учащихся с
устройством и
использованием реостатов для
регулирования
силы тока в цепи;
формировать умение собирать эл. цепи.
ТИП УРОКА: комбинированный
урок.
ДЕМОНСТРАЦИИ: 1. Устройство и принцип действия
реостатов.
2. Различные виды реостатов:
ползунковый, рычажный и магазин резисторов.
ОБОРУДОВАНИЕ: экран; кодоскоп;
компьютер;
различные виды реостатов;
амперметр; вольтметр;
электрометр.
Х О Д
У Р О К А:
1 ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ (фронтальный
опрос).
ЗАДАНИЕ 1.
На доске написать термины:
1)
сила
тока;
2)
напряжение;
3)
диэлектрик;
4)
аккумулятор;
5)
сопротивление.
В О П Р О С Ы
1)
Вещество, не проводящее
электрический ток.
2)
Количество заряда, проходящее
через поперечное сечение проводника за 1 с.
3)
Свойство проводника
препятствовать прохождению по
нему эл. тока.
4)
Работа тока по перемещению
заряда в 1 Кл.
5)
Источник эл.
тока.
ЗАДАНИЕ 2.
1)
Записать закон Ома для
участка цепи.
2)
Из закона Ома получите
выражение для определения сопротивления проводника. Почему нельзя говорить, что
сопротивление прямо пропорционально напряжению и обратно пропорционально силе
тока?
3)
Какая формула показывает, от
чего зависит сопротивление проводника?
(Прокомментировать формулу).
ЗАДАНИЕ 3.
На столе стоят приборы:
1)
вольтметр;
2)
амперметр;
3)
электрометр.
В О П
Р О С Ы
1)
Какой прибор измеряет силу
тока в цепи?
2)
Определяет наличие и значение
электрического заряда?
3)
Измеряет эл.
напряжение?
ЗАДАНИЕ 4.
На экране – схемы электрических
цепей.
В О П Р О С Ы
1)
В какой цепи можно измерить
силу тока?
2)
В какой цепи лампочку можно
включить из двух разных мест?
3)
В какой цепи можно измерить
напряжение?
ЗАДАНИЕ 5.
Верны ли утверждения?
(Ответу «да» соответствует поднятая
рука).
1)
Сила тока измеряется в
вольтах.
2)
Одноименные заряды
притягиваются, разноименные – отталкиваются.
3)
Чем толще проводник, тем
больше его электр. сопротивление.
4)
Электрический счетчик
измеряет силу тока, протекающего по цепи.
5)
Сила тока в цепи зависит от
приложенного напряжения и сопротивления проводника.
II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Проблемный
вопрос.
Возможно ли
создание специальных устройств для
регулирования
силы тока в цепи?
Обратимся к
формуле
Какие же параметры
данного проводника следует изменять, чтобы
изменить его сопротивление, а, следовательно, и силу тока?
Выбрав вариант
изменения длины проводника, сообщаем учащимся, что именно по этому принципу
устроен реостат. Сопротивление проводника зависит от его
длины
1.
РЕОСТАТЫ – приборы для
регулирования силы
тока в цепи путем изменения
их
сопротивления.
2.
РЕОСТАТЫ ШИРОКО ПРИМЕНЯЮТ НА
ПРАКТИКЕ (демонстрация
презентаций):
1)
в динамике радиоприемника,
телевизора (изменяя
силу тока мы регулируем
громкость);
2)
в электродвигателе швейной
машины (регулируем
скорость его вращения);
3)
в настольных лампах
(регулируем яркость);
4)
освещение в
театре.
3.
ВИДЫ
РЕОСТАТОВ:
1)
простейший;
2)
реостаты на
практике:
а) ползунковый;
б) рычажный
(ступенчатый);
в) магазин резисторов (сопротивлений).
4.
УСТРОЙСТВО
РЕОСТАТА.
5.
УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ НА
СХЕМАХ.
6.
ПАСПОРТНЫЕ
ДАННЫЕ.
Каждый реостат рассчитан на определенное сопротивление и
силу тока. Они указаны на реостате.
7.
ТЕХНИКА
БЕЗОПАСНОСТИ:
Недопустимо касаться руками рабочих частей
реостата.
III.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5.
«Регулирование силы тока реостатом».
Лабораторная работа проводится по описанию в учебнике
(стр.173).
ХОД
РАБОТЫ.
1.
Собрали цепь по схеме (схема
заранее начерчена на доске).
2.
Цена деления
амперметра.
3.
Результат в
таблицу
№ |
Положение
ползунка |
рисунок |
значение |
1 |
Крайне
левое |
|
|
2 |
Среднее |
|
|
3
|
Крайне правое |
|
|
4. Вывод.
5. К.В.: В каком случае I max? Почему?
|