«Активизация
познавательной
деятельности
учащихся на
уроках
биологии»
Мандрусова Л.Г.
учитель биологии гимназии №1
Школьный курс биологии неоднороден, однако представляет собой систему
взаимосвязанных понятий, законов, закономерностей , выраженных системой
терминов. Простота курса биологии – это кажущее явление. Работа над терминами –
один из путей, способствующих существенному повышению качества знаний учащихся.
Усвоение учащимися биологических
терминов помогает осознать
разнообразное и довольно сложное содержание курса биологии.
Бурный научно – технический прогресс требует прочных осмысленных знаний
основ наук, всестороннее воспитание и развитие личностных качеств учащихся.
Знания человека состоят из понятий, человек мыслит понятиями , которые
выражаются через термины.
Разнообразная познавательная деятельность, предложенная учащимся, способствует
формированию прочных знаний, т. к. опирается на широкий спектр индивидуальных
познавательных процессов. Для
активизации познавательной деятельности применяются различные приемы и
методы. Так, изучение процесса фотосинтеза в курсе ботаники всегда представляет
определенную сложность. Можно начать с констатации фактов, показывающих образование органического
вещества на свету. А можно построить данную тему так, чтобы этот удивительный
процесс стал для учеников их собственным открытием. Ученикам предлагается попробовать ответить на вопрос.
Что такое фотосинтез? Вся последующая работа по теме строится на эмоциональном
заряде, направленном на разгадку данного опыта, а
следовательно, на разгадку «тайны» процесса фотосинтеза.
В 5 – 6 –
х классах хорошие результаты дает использование на уроках рисунка – это
обусловлено психофизиологическими особенностями данного возраста. Восприятие
предмета в процессе рисования не сводится к пассивному созерцанию. Оно состоит
из ряда целенаправленных зрительных суждений, и каждое суждение – звено в
логической цепи, направленной на постижение предмета. Опираясь на интерес
подростков к своему физическому развитию, можно значительно повысить
результативность процесса обучения. Можно предложить учащимся провести простой
прием самоконтроля осанки : встать к стене так, чтобы затылок, лопатки и пятки
прикасались к стене. Между поясницей и стеной должна проходить ладонь. Если
проходит кулак, осанка нарушена.
Значительную роль в обучении
играет прием эмоционального воздействия на ученика. Естественно, что это должно
быть не бессистемная лавина эмоций, а целенаправленный процесс. Прием эмоционального воздействия должен
быть подчинен основной задаче урока.
Урок на тему «Шляпочные грибы».
Перед объяснением можно прослушать музыку П. И. Чайковского из «Времен года»,
прочитать стихотворение Фета «Лес». Такое неожиданное начало
урока позволяет включить ребят в разговор о том, в каких лесах осенью можно
встретить грибы, растут ли они весной. В атмосфере раскрепощенности, созданной музыкой и
стихами, легче решить учебно – воспитательные задачи.
Развитие же качеств
личности, как утверждает педагогика, зависит от разнообразия видов
деятельности. Наш учебный предмет обладает этим чудесным свойством – не только
на уроке, но и дома разнообразить
виды деятельности ребят, дать возможность выбрать то, что хочется:
1.Подготовить
карточку по систематике.
2.Подготовить
сообщение.
3.Составить
кроссворд.
В школе ученики должны не только получать знания, но и развивать свои
способности. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности. Разные
мнения – результат работы над формированием доброжелательного отношения учащихся
к ошибкам товарищей при решении поисковых задач, когда оригинальная мысль
поощряется и уважается любая точка зрения. Широкий спектр познавательных
процессов определяет и соответствующие им формы работы:
работу с текстом учебника, зарисовка схем, определение ведущих понятий,
анализ и обобщение. В преподавании биологии можно использовать на уроках
натуральные объекты. Натуральные объекты ( гербарии, коллекции, влажные
препараты, микропрепараты ) – специфический для биологии вид оборудования, они
являются объектами наблюдения при проведении лабораторных работ. На этих
занятиях желательно обеспечить натуральными объектами каждого ученика или, по
крайней мере, иметь одно пособие на 2 человека. Только тогда школьники могут
развивать способность сравнивать, наблюдать, делать выводы. На своих уроках
для активизации познавательной деятельности я стараюсь использовать
познавательные игры: « Следствие ведут знатоки », « Ярмарка знаний » , « Работа с напарником » и т. д., часто
готовим выставку лучших работ на уроке, проводим юмористическую минутку для
разрядки.
Таким образом,
можно сделать вывод, что активизация познавательной деятельности учащихся,
контролирование умений и навыков, дифференцированный подход поднимают интерес к
учебе, развивают и дисциплинируют учащихся. |