Краснознаменск

Московская область

Гимназия №1


Официальный сайт

 
Главная
Новости
Жизнь гимназии
Учителя
Ученики
Научная работа
Гимназический вестник
Галерея
Публичный доклад
Нормативные документы
Главная > Публикации учителей

Туркина А.А. «Музыкально – эстетическое воспитание школьников»

 

Проблема формирования духовно развитой личности, воспитанной на принципах общечеловеческой морали всегда волновала человечество и сегодня сохраняет свою актуальность. Безусловно, одним из средств, развивающих духовную сферу ребенка, является музыкальное искусство. Оно несет в себе устойчивое представление о духовных идеалах и ценностях, обладает огромным потенциалом в формировании личностных качеств, высоких эстетических вкусов и потребностей.

Уроки музыки в школе должны научить школьников любить и понимать искусство, воспитать в них творческую активность, воображение, умение мыслить художественными категориями. Необходимо  научить    ориентироваться в огромном потоке музыкальной информации, отбирая произведения, действительно достойные и значимые. Все это невозможно без формирования музыкального восприятия.  Чем активнее восприятие, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития. Неумение слушать и слышать музыку, трудиться душой приводит к тому, что музыка не оказывает должного влияния на духовное развитие ребенка. Воспитание активного слушателя – одна из основных проблем работы учителей музыки и преподавателей спецпредметов в нашей гимназии №1.

 Традиционно мы проводим инструментальные концерты и музыкально-литературные салоны, которые являются итогом продолжительной и кропотливой работы. Обращаясь к сердцу и разуму ребенка, активно формируя его внутренний мир, музыка в прямом смысле воспитывает личность, наделяя ее внутренней силой, стремлением к гармонии, в основе которой – добро, красота. Сценарий одного из таких музыкально-литературных салонов мы предлагаем Вашему вниманию.

Методический комментарий для проведения музыкально-литературного салона

Цель музыкально-литературного салона:

- развить эмоционально-ценностное отношение к музыкальному искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на внутренний мир человека;

- воспитать культуру восприятия музыкальных произведений;

- воспитать потребность в общении с искусством.

Задачи:

- сформировать целостное представление о роли музыкального искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

- понять значимость музыки на духовное развитие личности;

- воспитать эстетико-художественного вкуса.

Разработка рассчитана на 1 час 20 мин.

Музыкальный материал:

1. Бразильская мелодия «Тико-тико» З.Абрэу

2.  Органная прелюдия И.С. Баха

3. Русская народная песня  в обработке А. Иванова-Крамского

«Утушка луговая»

4. И.С.Бах - А.Вивальди - «Концерт»

5. К. Лэйн «Блюз»

6. Ю.Весняк   джаз-вальс «Очарование»

7. Цыганская песня «Расжигаю я костер»

8. Б.Кемпферт «Путники в ночи»

                                  Репертуар оркестра:

9. Б.Мокроусов «Марш защитников Москвы» 

10.О.Газманов «Москва»

11. М.И.Глинка «Марш Черномора»

12. Д.Верди «Марш» из оперы «Аида»

13. К.Молчанов «Вальс» из кинофильма «На семи ветрах»

14. А. Петров «Я шагаю по Москве»

15.В.Айрумян «Фантазия на латиноамериканские мелодии» 

16. И. О.Дунаевский «Моя Москва»

17. В.Агапкин «Марш славянки»

 

Рекомендации:

Данный сценарий музыкально-литературного салона рассчитан на учащихся 5- 7 классов. Не рекомендуется проводить его для  младших школьников, так как они еще не готовы к восприятию данного материала.

Важна предварительная подготовка учителя музыки к мероприятию:

- подбор интересных сведений, способных вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся;

-  выбор ярких музыкальных произведений хорошо выученных детьми на индивидуальных занятиях;

-  оформление школьного концертного зала.

Важно, чтобы эта встреча никого не оставила равнодушным. Для этого педагог должен выполнить ряд условий:

1. Для того чтобы процесс музыкального восприятия проходил более эффективно, учителю необходимо создать непринужденную атмосферу, в которой учащиеся чувствовали бы себя легко и непосредственно.           

 2. Необходимо вести концерт на высоком эмоциональном уровне, увлечь детей своим творческим отношением к происходящему. Актерская убедительность будет способствовать успешному проведению музыкально-литературного салона.

3. Педагог должен сам показывать пример внимательного и чуткого слушания музыки. Ведь учащиеся, слушая музыкальные произведения, приобщаясь к классическому наследию, приобретают определенный эстетико-художественный опыт.

4. Количество включенных музыкальных произведений может быть различно, в зависимости от степени готовности аудитории.

После проведения музыкально-литературного салона рекомендуется на уроке музыки обменяться эстетическими впечатлениями с учащимися.

Сценарий музыкально-литературного салона

«Диалог поколений»

Подготовили  и провели учителя музыки Туркина А.А., Лысенко Ю.А.

Музыкальные номера подготовлены преподавателями спецпредметов (фортепиано, гитары, духовых инструментов).

Исполнители – учащиеся 5-9 музыкально-хоровых классов гимназии №1.

Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие друзья!

Ведущий 2. Мы рады встрече с вами. Традиционно в нашем актовом зале мы проводим музыкально-литературный салон. Тема сегодняшнего салона - диалог поколений.

Ведущий 1. Мы будем говорить о музыке разных поколений и о ее воздействии на духовный мир человека.

 В наш век информационного взрыва, космических скоростей, люди порой забывают о необходимости духовного совершенствования. Вместе с тем как справедливо отмечал выдающийся деятель культуры ученый Борис Лихачев: «Там, где для человека кончается эстетическое переживание своего отношения к явлениям  общественной жизни и природы, там порой начинается цинизм, зло, жестокость, духовный распад личности».

         Ведущий 2. Люди издавна чувствовали силу воздействия музыки на самые сложные и сокровенные стороны души, поэтому с  древних времен  музыку использовали для воспитания подрастающих поколений.

         Ведущий 1. Так, например, древнегреческий философ Платон в эпоху Античности еще до н.э. говорил, что могущественность и сила государства зависит от того, какая музыка в нем звучит, в каких ладах и в каких ритмах. Для государства, считал он, нет худшего способа разрушения нравов, нежели отход от скромной и стыдливой музыки. Через распущенные ритмы и лады в души людей проникает такое же постыдное и распущенное начало.

Ведущий 2. А хоровое  пение Платон считал «божественным небесным занятием, укрепляющем все хорошее и благородное в человеке».

Ведущий 1. Древние греки считали, что образованный человек тот, кто умеет петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.

Ведущий 2. Серьезным было отношение к музыке как к занятию, не уступающему по важности медицине. Аристоксен говорил, что очищение тела происходит средствами врачевания, а очищение души – средствами музыки.      

Ведущий 1. Уже в эпоху Античности была известна флейта. Она и сегодня радует нас своим звучанием. Целые поколения мастеров в разных странах Европы трудились над конструкцией и дальнейшим усовершенствованием этого инструмента. Сейчас вы услышите  нежный голос флейты.           Бразильская мелодия «Тико-тико» З.Абрэу

в исполнении ученицы 6 «а» класса.

звучит музыка

          Ведущий 2. В Средние века искусство развивалось под воздействием христианской церкви. Роль искусства заключалась в воспитании религиозной нравственности. Музыке отводилась, пожалуй, самая трудная роль: она должна была помочь молящемуся отрешиться от повседневных забот и личных чувств и сосредоточиться на том, что  открывали ему библейские тексты и церковные таинства.

          Ведущий 1. Нет человека, который не знал бы или не слышал музыки Баха. И хотя музыка Баха другой эпохи, она поднимает те же вопросы, которые и сегодня волнуют людей. Философская глубина, сосредоточенность мысли, отсутствие суетности – все в ней предельно выверено, уравновешенно и в тоже время эмоционально.

Ведущий 2. Органная прелюдия Иоганна Себастьяна Баха прозвучит в исполнении  ученика 8 «а» класса.

звучит музыка

Ведущий 2. Церковные мыслители отвергали народную и светскую музыку, но, несмотря на это, формирование жанров светской музыки происходило на основе народных традиций. Во все времена народная музыка выражала мировоззрение своего народа, его обычаи и культуру.  

Ведущий 1. И в 21 веке мы с удовольствием слушаем народные мелодии. Сейчас прозвучит русская народная песня  в обработке Александра Иванова-Крамского «Утушка луговая» в исполнении ансамбля гитаристов

5 «а» класса.

звучит музыка

Ведущий 2. В эпоху Возрождения  идеалом стала творческая личность, богато одаренная, стремящаяся к утверждению красоты и гармонии в окружающем мире. Наряду с чтением и письмом светский этикет требовал умения играть на нескольких музыкальных инструментах и говорить на 5-6 языках. Но всесторонняя образованность, гармоническое развитие были доступны немногим.

Ведущий 1. В нынешнем современном мире всесторонне развиваться могут все дети, для этого нужно иметь желание и понимание того, что музыкальное развитие играет важную роль в становлении личности, в ее духовности и нравственности.

         Ведущий 2. Сейчас вы прослушаете музыкальное произведение, которое будет  звучат не 2-3 минуты, а значительно больше.  Как  это трудно остаться наедине со своими мыслями, чувствами. Но именно это сейчас и произойдет. В полной тишине мы слушаем «Концерт» И.С.Баха-А.Вивальди.

Выступают ученицы 8 «а» класса.

 звучит музыка

Ведущий 1. В 18 веке в эпоху Просвещения считали, что искусство воспитывает свободную индивидуальность. Красота считалась сущностью доброты, а человек - творцом собственной судьбы. Музыка передается от сердца к сердцу и обладает огромной силой воздействия на человека.

Ведущий 2. Сейчас вы почувствуете эту силу прослушав «Блюз» Кен Лэйна в исполнении ученика 8 «а» класса.  

          звучит музыка

 

Ведущий 1. Музыкальное произведение – это «письмо» из прошлых эпох и дальних стран или обращение композитора-современника к нам. Это его чувства, мысли о своем времени и своей стране, его наблюдения и  впечатления. 

Ведущий 2. Сейчас мы послушаем современную музыку. Поскольку речь идет о диалоге поколений, то современная музыка несет те же задачи воспитания и очищения души. Это письмо композитора-современника к нам. Ю.Весняк -  джаз-вальс «Очарование». Вслушайтесь, какое красивое название «Очарование»! Выступают  ученики 5 «а» класса.

звучит музыка

Ведущий 1. В России в 18 веке произошли большие перемены. Реформы Петра I  оказали серьезное  влияние на культуру. Стало развиваться светское искусство. Музыка была обязательной частью европейского воспитания. Дворянских детей учили музыке наряду с другими «изящными» искусствами и правилами этикета.

Ведущий 2. Музыка сопровождала маскарады, балы, театральные представления, народные гуляния.

Пробудился интерес к культуре свободолюбивых цыган. Цыганская песня была не отделима от русской культуры. Этот народ в ярких костюмах, с зажигательными танцами и песнями, красивыми голосами, также имел влияние на душу человека. Сегодня вы услышите одну из тех песен, которые звучали в цыганском таборе у костра ночью у реки.

Ведущий 1. Мы приглашаем на сцену ансамбль гитаристов. Ребята  исполнят цыганскую песню «Расжигаю я костер».

звучит музыка

Ведущий 2. Сейчас прозвучит произведение композитора Б.Кемпферта «Путники в ночи». Эта музыка современная, музыка 20 столетия. Она принадлежит западноевропейской культуре. Во всем мире и в нашей стране ее исполняют все ведущие джазовые оркестры.

Ведущий 1. Чем же пленила эта музыка?

Ведущий 2. Она как и музыка любой эпохи воспитывает душу человека посредством красоты. Выступает ансамбль трубачей.

звучит музыка

Ведущий 2. Петр 1 обычно выезжал в город с большой пышностью под звуки оркестра. Военные и придворные оркестры включали, как правило, несколько труб и валторн, струнные инструменты. Они играли на обедах, охоте, прогулке,  народных гуляниях.

Ведущий 1. Когда-то наши бабушки с удовольствием танцевали в парках, на танцплощадках  под духовой оркестр.

Ведущий 2. Сегодня мы имеем в школе свой духовой оркестр и очень этим гордимся. Наш концерт продолжает лауреат конкурса «Юные таланты Московии», призеры Московского областного конкурса детских духовых оркестров (I место). Руководитель Ярош И. Н. Мы приглашаем вас на сцену.

На сцену выходит духовой оркестр гимназии

Ведущий 1. Во время войны люди тянулись к музыкальной классике с необыкновенной силой. Она давала такую душевную поддержку, которая помогала пережить голод и холод, неизвестность и горе. В  трудные времена оркестр объединял людей.

Ведущий 2. Сейчас вы почувствуете объединяющую силу музыки, слушая «Марш защитников Москвы»  Б.Мокроусова.

 звучит музыка

Далее звучат произведения из репертуара оркестра

Ведущий 2. Мир музыки неисчерпаем. Однажды Николай Васильевич Гоголь спросил: «Что с нами будет, если музыка нас покинет?»   

 Ведущий 2. С музыкой шли войска,

 Ведущий 1. С музыкой обращались к Богу,

Ведущий 2. Музыкой славили царей,

Ведущий 1. С музыкой их свергали.

Ведущий 2. Музыку культивировали и запрещали,

Ведущий 1. Музыкантов превозносили и унижали.

Ведущий 2. С музыкой хоронят и здравят.

Ведущий 1. Она играет в жизни человечества гораздо большую роль, чем нам порой кажется.

Завершает нашу встречу «Марш славянки» композитора В.Агапкина.